Политолог рассказал, учтут ли интересы народа на выборах мэра Воронежа

Вместе с учёным Владимиром Киреевым рассуждаем о том, чего нам можно ждать от грядущих выборов градоначальника

03.08.2024 12:08
12 2094

Итак, феноменальный по длине и составу список кандидатов в мэры определён, 21 августа в 10:00 в малом зале Гордумы начнётся первый этап конкурса. Серьёзная процедура заключается в том, что комиссия будет определять, исполнился ли на сегодняшний день каждому из участников 21 год — таково условие. Сделать это заранее, по уже поданным документам, в которых есть паспортные данные, естественно, возможным не представляется: необходимо посовещаться, принять решение, утвердить его комиссионно… Святое дело — регламент.

На всех 14 человек и все формальности у членов комиссии ровно час: по расписанию уже в 11:00 стартует второй этап. Самый зрелищный: оценивают уровень образования кандидатов, тестируют на знание законодательства и профессиональные навыки (умение писать отчёты в частности). Перед началом тестирования кандидаты в мэры оглашают перед комиссией свои программы по развитию Воронежа. Ломая голову над вопросами тестов, им нельзя подглядывать в гаджеты, списывать и вот это «можно выйти» — тоже под запретом. Кроме того, каждому предстоит персональное устное собеседование с комиссией, где его ещё раз проштудируют на знание законов и прогонят по тезисам программы. Причём на разговоры о программе развития города-миллионника в собеседовании отводится немало времени — аж 10 минут максимум.

Дальше — простая арифметика и немножко удачи. Комиссия посчитает каждому итоговую отметку, двое отличников попадут в финал, и максимум в течение 30 дней на заседании Гордумы депутаты тайным голосованием определят, кто сядет в кресло мэра Воронежа. 

Это называется непрямые выборы. В Воронеже в конкурсной комиссии, за которой решающее право, десять человек: одну половину назначает гордума, вторую — лично губернатор. Среди запретов на членство — близкое родство с кандидатами, непосредственное начальство над ними или подчинение им по службе, судимость. Ещё за кулисы не пускают чиновников мэрии. И если сравнить составы 2023-го и нынешнего, разница ровно в два человека из облправительства, один из которых уже сменил место работы.  После поправок в 2016-м году в Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» всенародные выборы градоначальника сохранились лишь в четырёх регионах страны, а также в городах федерального значения, которых у нас и есть три. 

В Воронеже конкурс «ищем мэрские таланты», напомню, пройдёт в третий раз с 2018-го. И 14 человек, желающих посидеть в том самом кресле, пока исторический максимум. При этом крупных фигур по факту две, которых и называют главными «фаворитами»: действующий и.о. мэра, первый замглавы города по городскому хозяйству Сергей Петрин и министр ЖКХ и энергетики области Евгений Бажанов. Остальные — люди скромные и по статусу, и по публичности. С чего такой аншлаг и как может решиться главная интрига, рассуждаем с политологом, кандидатом философских наук Владимиром Киреевым.

Владимир Киреев

— На мой взгляд, тут очевидны две вещи, — говорит он. — Первая. Людям, которых вы называете «скромными», это надо либо для самопиара — есть такая категория, которые не могут жить без шоу, либо для достижения каких-то своих целей — галочка в резюме тоже на пользу. Вторая. Явных претендентов действительно два — Петрин и Бажанов, оба глубоко системные персоны. Петрин — человек «города», Бажанов — человек «области». Воронеж — город-миллионик — это крупный актив и логично, что в интересах области его контролировать. С другой стороны, власть у нас прочно связана с бизнесом — это не секрет: люди во власти в той или иной мере представляют интересы разных бизнес-структур. То же касается и депутатов — посмотрите, где работает или работали большинство из них. Причём там может быть такая глубинная скрытая аффилированность, о которой мы не подозреваем. Сами члены конкурсной комиссии — те же депутаты и чиновники областного правительства. И по сути, сами выборы мне видятся борьбой интересов бизнес-структур, а их результат — некой компромиссной договорённостью, которая будет решаться кулуарно. И, думаю, не только на заседании конкурсной комиссии, а выше. Единственное, что не могу понять, зачем и от города, и от области выдвинули «коммунальщиков».

— От области, поговаривали, ещё собирался зампред правительства Александр Попов. На прошлых выборах был в конкурсной комиссии. Читаю на официальном сайте: в его полномочия входит координация действий правительства по государственному строительному надзору, госнадзору в сфере долевого строительства, в сфере деятельностью жилищно-строительных кооперативов… Другая поляна. Выходец из бизнеса — из сферы строительства жилой и коммерческой недвижимости. И кстати, работал в мэрии, руководил Центральной управой. Но в итоге Попов документы не подал. А Бажанов подал — в предпоследний день. При это его называют «человеком Алексея Гордеева».

— Косвенное подтверждение моим предположениям. Вероятно, и это тоже один из первых результатов кулуарных совещаний между властью и бизнесом с одной стороны, и с другой — между «властью и властью», то есть мэрией и областным правительством, а возможно и выше.

— Что такого, на ваш взгляд, должно быть в программах кандидатов, чтобы конкурсную комиссию... покорить?

— Ничего! Причины  в том, о чём я говорил выше. Есть и ещё: фактическое отсутствие в стране партий, которые могли бы отстаивать интересы разных групп населения. Да, на выборы мэра в Воронеже вышли представители КПРФ и ЛДПР, но давайте быть честными: их политический и социальный вес невелик. Интересы народа при принятии решения о градоначальнике, думаю, будут учитываться в числе последних. Сбрасывать их совсем со счетов тоже нельзя, и все причастные это понимают: недовольство общества — раздражающий фактор, в том числе для федерального начальства. Но общественная направленность концепции развития города — отвечающая потребностям и запросам простых людей — мне видится вспомогательным критерием. Подозреваю, в том числе поэтому мы наблюдаем некоторые годами нерешаемые проблемы в том же ЖКХ, транспортной системе, образовании, медицине…

— Непрямые выборы или народные? Мы у себя на сайте спросили читателей, пошли бы они голосовать, и 77% ответивших сказали «да».

— Однозначно лучше прямые выборы, когда власть себе избирают люди. Хотя, для нас это сейчас скорее по принципу «наименьшее из зол»: мы прекрасно знаем, как порой может набираться «нужное число голосов». Одни лишь прямые выборы не панацея. Нужен комплексный подход к решению системных проблем: объективная, а не видимая многопартийность, открытость власти перед обществом, выстроенная и работающая обратная связь между властью и обществом, независимая пресса и так далее. В советское время при каждом заводе, при каждом предприятии был некий «общественный совет», который мог донести до чиновников чаяния простого народа, разгромная заметка в газете — это вызов на ковёр и разбор полётов... Но,  может, я ошибаюсь, и у кандидатов в мэры болят души за будущее Воронежа и их концепции развития стратегически и тактически выверены по всем направлениям. Скоро узнаем.

Комментарии (12)