Строитель провалился в квартиру во время ремонта старинного дома в Воронеже
В потолке теперь зияет дыра, а всех жильцов дома собираются выселить на время ремонта
Полтора месяца назад в квартиру Инны Мирошниченко, жительницы дома № 31 по улице Авиационной в Центральном районе, едва не упал мужчина. Он провалился ногами в дыру в насквозь прогнившем потолке.
С лета этого года в доме, являющемся объектом культурного наследия регионального значения, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области проводит ремонт крыши. Но деревянные потолочные перекрытия двухэтажки, построенной почти 120 лет назад, настолько прогнили, что строители, ремонтирующие крышу с чердака, проваливаются в квартиры второго этажа...
Тяжёлое культурное наследие
Издалека как крепость, а вблизи, кажется, дунь и рассыплется. При этом его можно снимать в исторических кинолентах. Это я про дом № 31 по улице Авиационной, так называемый дом Скуратовой. Здание из красного кирпича было построено в начале прошлого столетия портнихой Анной Скуратовой, владелицей небольшого ателье. Муж её Адам Юхневич до революции занимал должность управляющего товариществом «Глинозём», славившимся производством высококачественного кирпича. Из него строилось много воронежских зданий. После революции дом стал жилым, в 1953-м, после войны, его восстановили, сохранив исторический облик.
«Здание гармонично вписывается в архитектурный ансамбль города, создавая колорит дореволюционной застройки конца XIX — начала XX века. Капитальный ремонт, запланированный на ближайший год, станет важным шагом в сохранении культурного наследия Воронежа» — это строки с одного из культурологических порталов Воронежа.
Насчёт «важного шага в сохранении культурного наследия» сказано сильно, но не исключено, что именно тот самый начавшийся капремонт добьёт этот дом окончательно.
— Около 20 лет мы пишем в различные инстанции, просим, чтобы наш дом официально был признан аварийным, — сетует одна из его старожилов Надежда Стёпкина. — Ещё в 2012 году делался инженерно-технический отчёт, в ходе которого проводилось обследование дома. В числе 16 позиций обследования значилось, что «чердачное перекрытие здания находится в аварийном техническом состоянии», «возможно поражение деревянных конструкций домовым грибком» и прочее, из чего вытекали рекомендации по дальнейшей эксплуатации. В их числе предписывалось «выполнить противоаварийные мероприятия, относящиеся к чердачному перекрытию», «заменить конструкции чердачного перекрытия», «заменить стропильную систему здания» и многое другое.
Крыша поехала
Жильцы дома регулярно получали ответы и от ГЖИ. Вот, например, в одном из них, датированном ещё 2012 годом, в частности, значилось: «С участием представителя управляющей компании... проведено обследование технического состояния вышеуказанного дома». И далее — о том, что «согласно договору управления данным многоквартирным домом выявлены нарушения, которые вошли в перечень работ, подлежащих выполнению управляющей организацией за счёт денежных средств, поступающих в оплату содержания и текущего ремонта общего имущества дома».
В общем, за последние 20 лет домом никто не занимался. Между тем существует план капремонта этого 120-летнего здания, который прописан аж на четверть века вперёд: 2024 год — ремонт системы водоснабжения, крыши и электроснабжения, 2026 — 2028 годы — ремонт фасада, 2029 — 2031-й — фундамента и 2047 — 2049-й — подвальных помещений. Сегодня этот план выглядит насмешкой над жильцами дома — в нём осталось всего пять заселённых квартир, в которых живут 10 человек.
И вот в начале августа нынешнего года начался ремонт крыши, который потянул за собой все проблемы этого дома, копившиеся десятилетиями. Максимум, что делали ранее на этом «памятнике культуры», — это меняли куски дырявой кровли. В хороший дождь в квартирах второго этажа лило как из ведра.
— Когда к нам в квартиру с чердака едва не упал строитель, нас не было дома. Мы пришли, увидели дыру, на полу валялась какая-то баклажка, — рассказала Инна Мирошниченко. — Межпотолочные перекрытия давно-давно все прогнили насквозь, по чердаку ходить опасно, но крышу новую подрядчики ставят. Сквозь дыру в потолке нашей квартиры можно ночное небо изучать, а зима на носу. Мы с мужем пока живём на даче за городом, но скоро планируем возвращаться в квартиру, а как тут жить?
Дачный сезон
Соседка Инны, упомянутая Надежда Стёпкина, тоже пока обитает с супругом на даче. В квартире находиться небезопасно — потолок частично обрушился и нависает в зале как перманентная угроза хозяевам.
— Мы с дедом пока на даче, — говорит она, — но скоро зима, и куда нам возвращаться? В квартиру с падающими потолками? Они рано или поздно погребут нас под собой. Реально страшно тут находиться.
В другой квартире второго этажа, где живёт пенсионерка Наталья Бучнева, на потолках подтёки от многочисленных дождей последних лет, а сам он не упал на голову лишь потому, что несколько лет назад изнутри с чердака его над этой квартирой укрепили специальной проволокой.
— Было б куда, так сбежали бы отсюда, — сетует хозяйка, — рано или поздно потолок на нас рухнет. Крышу не ремонтировали — плохо было, лило с потолка при каждом дожде. А начали ремонтировать, так теперь куски потолка отваливаются.
Корреспондент «МОЁ!» сам на чердак не полез, чтобы не повторить полёт строителя в квартиру Инны Мирошниченко. Но забраться по узенькой лестнице наверх мне всё же удалось — затем, чтобы увидеть до предела запущенный и захламлённый чердак, которым в своё время (как, впрочем, и всем домом) не занималась УК ОАО «Управляющая компания Центрального района». А теперь, всего месяца полтора назад, это наследство перешло к УК «Лавина». Так что с последней взятки гладки, а с первой уже ничего не возьмёшь.
комментарий ФКР
«Возможно, потребуется отселение жильцов»
Вот как прокомментировали эту ситуацию в Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области:
— При выполнении работ по капитальному ремонту крыши подрядная организация столкнулась с проблемой крайней изношенности чердачного перекрытия, которую было невозможно выявить при предпроектном обследовании кровли. В настоящее время разрабатывается проектное решение для восстановления перекрытия. Все имеющиеся дефекты конструкции в любом случае будут устранены. Возможно, потребуется отселение жильцов второго этажа на время проведения ремонтно-восстановительных работ.
Читать все комментарии