Выбрасывать нельзя! Куда воронежцам бесплатно сдать старые покрышки
Всего лишь одна свалка шин нанесла многомиллионный ущерб экологии города
На минувшей неделе воронежские СМИ облетела новость о том, что в районе хлебозавода № 7 (улица 45-й Стрелковой дивизии) обнаружили огромную свалку шин. По сообщению регионального минприроды, ущерб от загрязнения почвы оценивается примерно в 9 миллионов рублей. Также ведомство сообщило, что направило в мэрию требование убрать отходы.
Как выяснила «МОЁ!», на самом деле эту несанкционированную свалку обнаружили уже давно. Более того, сейчас её активно ликвидируют. А в нашем городе действует целая программа, которую организаторы назвали поэтично — «Шинный ренессанс». О программе и о том, как в Воронеже сейчас можно утилизировать покрышки без вреда для природы, в студии «МОЁ! ТВ» рассказали директор автономной некоммерческой организации «Новая экосистема» Александр Князев и общественный инспектор министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области Денис Бруданин.
Почему покрышки нельзя просто выбрасывать
Ежегодно в мире производится около 1,5 миллиарда автомобильных шин. В России выпускается 34,5 миллиона из них. При этом про утилизацию шин почти никто не говорит. Свой век они в основном заканчивают или в гаражах, или на несанкционированных свалках в лесополосах и на пустырях. Или же превращаются в цветочницы либо ограждения во дворах.
Всё это, как рассказали наши собеседники, абсолютно неправильно и неэкологично. По действующему уже почти пять десятилетий ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества» автомобильные покрышки относятся к отходам четвёртого класса опасности. Так как всего классов опасности пять, а наивысшим считается первый, то шины, конечно, далеко не так опасны, как радиоактивные отходы или ртуть. Но всё же опасны.
Чем опасны выброшенные покрышки
Здесь стоит определиться с терминами. Покрышкой, напомним, называется внешняя часть камерной шины, контактирующая с дорогой. Она устанавливается поверх накачанной воздухом камеры и защищает её от повреждений. Шина — это вся упругая конструкция, устанавливаемая на диск, которая может быть камерной или бескамерной. Чаще всего на несанкционированных свалках оказываются покрышки.
Покрышки, как все знают, изготавливаются из резины. Но не всем известно, что у этого эластичного материала сложный состав. Основа резины — синтетический каучук (недаром в Воронеже завод СК и шинный завод расположены рядом друг с другом). Каучук производят из нефтепродуктов — бутадиена и стерина. В состав резины также входят вулканизирующие агенты (сера, оксиды некоторых металлов), наполнители (сажа, углерод), пластификаторы.
Авторезина хоть и медленно, но всё же разлагается в природе. А значит, отдаёт почве и водоносным горизонтам те вещества, из которых состоит. Первой начинает разлагаться внутренняя — невулканизированная — сторона покрышек. Самые опасные из веществ, которые она испускает, — это цинк и канцерогенные ароматические масла (их добавляют в шины между слоями для мягкости). Выделение токсичных веществ ускоряется при нагреве. Недаром многие воронежцы замечают, что в жаркие летние дни клумбы из шин, которые соорудили их соседи, начинают пахнуть вовсе не цветами.
Можно ли в Воронеже правильно утилизировать покрышки
Вопрос совсем не праздный, ведь сделать это всегда было очень сложно. Если положить покрышку на контейнерной площадке рядом с крупногабаритным мусором, компания «Экотехнологии» её не заберёт, так как отходы четвертого класса опасности нуждаются в правильной утилизации.
Несколько организаций предлагают на «Авито» свои услуги по вывозу и утилизации покрышек. Но во-первых, за деньги собственника. А во-вторых, не очень понятно, куда в итоге вывозятся покрышки. Несколько лет назад семилукское предприятие организовало в Воронеже три площадки по бесплатному сбору покрышек для последующей переработки, однако затем отказалось от этой затеи. В итоге автомобилисты продолжали по старинке устраивать стихийные свалки из покрышек.
Сейчас, как рассказали наши собеседники, ситуация изменилась. В первую очередь благодаря тому, что в разных регионах, в том числе и в Воронежской области, проект по сбору покрышек на безвозмездной основе запустила компания «Татнефть». Собранные покрышки отправляются на производственный участок компании в Татарстане, где их превращают в резиновую крошку.
В воронежский пункт приёма в рамках проекта «Шинный ренессанс» теперь попадают и покрышки с несанкционированных свалок. Проект — результат договорённости АНО «Новая экосистема», управления экологии администрации Воронежа и компании «Татнефть». Активисты организации «Новая экосистема» выявляют несанкционированные свалки покрышек и составляют их реестр. Затем готовят наиболее удобные маршруты для грузовиков, которые забирают покрышки. Это грузовики «Татнефти» или машины комбинатов благоустройства районов города.
Проект работает с 2024 года. И всего, как рассказал Александр Князев, с территории Воронежа вывезено уже 300 тонн покрышек. В том числе 50 тонн — как раз со свалки в районе хлебозавода № 7. В ближайшее время эту свалку планируется ликвидировать полностью.
важно знать
Куда сдать покрышки?
Площадка приёма отработанных автошин расположена по адресу: Новоусманский район Воронежской области, 534-й километр автодороги М-4 «Дон» (слева), АЗС № 496. Привезти покрышку на переработку может любой автомобилист. В нынешнем году такие площадки, возможно, появятся и на автозаправках в черте города. Если же вы обнаружили несанкционированную свалку покрышек, напишите об этом Александру Князеву (электронная почта aaknyazev@yandex.ru).
Порядок-
-
-
Стиль-
-
-