Почему разрушился канализационный коллектор на Московском проспекте 

Аварию устраняли несколько дней 

27.05.2025 12:20
10083
15

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Почему разрушился канализационный коллектор на Московском проспекте в Воронеже

Весёлыми и удивлёнными смайлами встретили воронежцы в соцсетях новость о том, что посреди дороги автомобиль провалился в яму. Вечером понедельника, 19 мая, в районе памятника Славы на Московском проспекте асфальт резко ушёл вниз под колёсами легковушки. Машину эвакуировали, а вот провал начал шириться. Вскоре рядом с ним появился ещё один. Верхний слой асфальта обрушался буквально в пустоту. Это дало некоторым воронежцам повод шутить о порталах.

В чём причина масштабной аварии на канализационном коллекторе в Воронеже

Мы писали о том, что произошло в районе памятника Славы в сентябре 2022 года. И поэтому сразу поняли, сколько неприятностей эти порталы причинят воронежцам. На проходящем под проезжей частью магистральном канализационном коллекторе произошла вторая за неполные три года крупная авария. Пролегающая на глубине 7 метров железобетонная труба развалилась, и грунт перекрыл дорогу стокам. Они размыли землю под проезжей частью. До места прорыва под землёй удалось добраться только спустя трое суток.

В зоне аварии оказались десятки тысяч человек

Все сети канализации на правом берегу сходятся в магистральный коллектор, который ведёт на правобережные очистные сооружения. Магистральный коллектор — это бывший ручей Голубой Дунай, который «увели» в трубу диаметром 1 840 мм. К магистральному коллектору ведут коллекторы меньшего диаметра. Один из них и вышел из строя.

Это построенный в 1973 году железобетонный коллектор диаметром ровно метр. В СССР его прокладывали с заделом на будущее. Как рассказал нам на условиях анонимности бывший сотрудник службы канализования стоков водоканала, ещё 15 лет назад труба коллектора редко была заполнена стоками более чем на четверть, а сейчас стоков в ней «под крышку».

К этому коллектору подключили новые дома в квартале, ограниченном улицами Хользунова, Шишкова и Московским проспектом, новые кварталы на Шишкова и Ломоносова, районы военного городка и студгородка, микрорайоны Рождественский, Задонье, Хвойный, Дубрава, Лесная Поляна, хутор Ветряк, торговый центр «Град». В этих районах живут десятки тысяч человек. В «РВК-Воронеж» рассказали, что этот коллектор ежесуточно транспортирует от 25 до 45 тысяч кубометров стоков.

В отличие от водопровода или линии электропередачи повреждённую канализацию невозможно отключить. При крупных авариях можно лишь отключить в домах воду, чтобы снизить нагрузку на канализацию.

В отличие от водопроводных сетей канализационные сети в Воронеже не закольцованы. Они проложены так называемыми нитками. То есть в случае с аварией на коллекторе на Московском проспекте стоки из всех вышеперечисленных районов невозможно перенаправить куда-то ещё. 25 — 45 тысяч кубометров стоков в сутки в любом случае продолжали попадать в повреждённый коллектор.

Если говорить про аварию 9 сентября 2022 года, то тогда свод коллектора обрушился под землёй в районе памятника Славы в 20 метрах от места нынешней аварии. Труба оказалась перекрыта обломками железобетона и грунтом. Поступающие стоки пошли назад и начали быстро изливаться из смотровых колодцев (залили тротуары и газоны) и из незакрытых отверстий на канализационных трубах в подвалах домов. И из унитазов, которые расположены в подвальных и полуподвальных помещениях.

Бег с препятствиями. Хроника ликвидации аварии

Утром 19 мая стало понятно, что отключить воду на неопределённый срок в таком огромном районе невозможно. Но при этом, если срочно не найти для стоков новый путь, фекальный потоп во всех соседних зданиях не за горами. Главной задачей для сотрудников «РВК» стала прокладка временного трубопровода и установка перекачивающей станции. Место аварии в этом случае обходят с помощью смонтированной на поверхности временной трубы от одного неповреждённого конца коллектора до другого. Труба вставляется в ближайший к месту аварии смотровой колодец на том же коллекторе «выше по течению» и выводится в ближайший колодец «ниже по течению».

Во второй половине дня вторника трубу смонтировали. Однако поток сточных вод продолжал не только закачиваться во временную трубу, но и попадать в сам повреждённый коллектор. Эти воды образовали озеро в котловане, который в это время рыли на месте аварии. Да и пропускной способности временной трубы, похоже, не всегда было достаточно. Утром в четверг сточные воды вырвались наружу в подвале расположенного неподалёку общежития ВГУ.

Стоки из самого котлована на месте аварии сначала откачивали с помощью коммунальных машин-илососов. Затем котлован расширили, чтобы в него попал и неповреждённый участок трубопровода «ниже по течению». На этом участке располагается ближайший к месту аварии смотровой колодец. Его демонтировали, и стоки из котлована начали стекать в коллектор через отверстие этого колодца.

В ночь с 21 на 22 мая сотрудники водоканала благодаря этому всё же добрались до повреждённой железобетонной трубы коллектора. Но здесь, увы, начала обрушаться стенка самого котлована. Смонтированных ранее подпорных конструкций не хватило, грунт оказался сильнее.

Канализационные стоки из котлована на месте аварии откачивали через смотровой колодец с помощью коммунальных машин-илососов 

Водоканал решил применить другой способ крепления — шпунты Ларсена. Это металлический профиль, который соединяется за счёт замков в единую конструкцию. Работы начались днём 22 мая, а завершились к вечеру 23-го. Шпунты вводятся в грунт методом вибропогружения, поэтому жители района памятника Славы жаловались на шум.

К вечеру 23 мая сотрудники водоканала повторно добрались до разрушенного коллектора. Таким образом, только чтобы организовать доступ к месту ЧП потребовалось четверо суток. И это плохой рекорд. Во время предыдущей аварии на соседнем участке того же коллектора четверо суток прошло с момента обнаружения аварии до её ликвидации.

Полностью ликвидирована авария была лишь к вечеру воскресенья, 25 мая. На эти шесть суток дорожная сеть Воронежа потеряла важнейший участок Московского проспекта. Это привело к гигантским пробкам как на самом проспекте, так и на улицах, которые служат его дублёрами.

Почему произошла авария на коллекторе

Официально об этом никто пока не сообщил. После аварии в сентябре 2022 года в «РВК-Воронеж» придерживались следующей версии. Над коллектором канализации в месте первой аварии проходит магистральный водовод. Во время каких-то работ на водоводе проходящий ниже коллектор мог быть случайно повреждён. Возможно, железобетон поначалу только раскрошился. А затем порвалось там, где тонко.

Однако вторая авария, похоже, доказала несостоятельность этой версии. В месте второго ЧП водовода нет, а земляные работы там уже много лет не проводились. Значит, дело в железобетонной трубе коллектора. Труба была введена в строй в 1973 году. Нормативный срок её эксплуатации — 50 лет. В 2023 году он истёк.

Безусловно, бетонные трубы не начинают разрушаться сразу же в день своего пятидесятилетия. И ни один нормативный акт не предписывает менять трубы коллекторов сразу по исчерпании нормативного срока эксплуатации. Но с каждым годом риски ЧП возрастают. Ведь стенки коллектора истончаются. Если на 50 лет пустить по бетонной плите ручей, который будет течь без остановки, представляете, какая промоина образуется в плите? А здесь в бетон закован ручей, в котором кроме воды есть и агрессивная бытовая химия. Например, средства для стирки и для прочистки труб. Вероятно, сыграла роль и нагрузка сверху. Сложно посчитать, сколько миллионов раз над коллектором за эти 50 лет проезжали автомобили, автобусы и грузовики.

Почему канализацию в Воронеже будет прорывать всё чаще, читайте на нашем сайте в ближайшее время или в «МОЁ! Плюс» прямо сейчас. 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».