1,5 тысячи жителей воронежского микрорайона отрезаны от мира из-за отсутствия тротуара
В этом году в микрорайоне поставили отбойники, которые буквально выталкивают пешеходов под колёса машин
Представьте, что жителю миллионного города нужно преодолеть расстояние в 700 метров — ровно две остановки. Казалось бы, что здесь сложного. Прогулка максимум на десять минут. Но нет, по условиям этой задачи у жителя города нет возможности идти пешком. Можно перемещаться на собственном автомобиле или автобусе. Автобус нужно ждать от 15 до 45 (!) минут. Звучит невероятно, но именно с такой ситуацией много лет сталкиваются жители микрорайона Никольское на окраине Воронежа.
История с географией
Село Никольское появилось на карте в середине XIX века. До 1978 года оно входило в состав Новоусманского района. Затем населённый пункт административно подчинили Воронежу. С 2001 года Никольское — не село, а «территориально обособленный микрорайон».
Жители Воронежа всегда сочувствовали знакомым из Никольского. Основным предприятием там долгое время был лишь совхоз имени 60-летия СССР. Так что большая часть жителей Никольского всегда ездила на работу в областной центр. А только до Машмета — 6 километров. Уличное освещение в Никольском начало появляться лишь в 2011 году. А тротуаров не было… до 2020-го. Когда на весь микрорайон приходилось около 100 машин, риск попасть под колёса был минимален. И жители могли ходить по проезжей части. Но сейчас ситуация изменилась.
Несложно догадаться, что в 2020 году обустройство тротуаров стартовало с центра микрорайона. Однако за эти пять лет оно так и не дошло до того участка, который требует этого в первую очередь. Это улица Майская на окраине Никольского.
Дело в том, что Никольское разделено рекой Песчанкой и её поймой на две части. Меньшую, окраинную часть, где проживает порядка 1,5 тысячи человек, называют посёлком. Это улицы Рождественская, Никольская, Колодезная, Ольховая и 6-й Стрелковой дивизии. С центром Николького посёлок связан только улицей Майской и небольшим мостиком через Песчанку на этой улице.
— Пройти пешком по Майской без тротуара всегда было тем ещё квестом, — рассказывает житель Никольского Дмитрий Дедов. — Особенно зимой, когда техника формировала валы из снега на обочинах. В этих сугробах мы были вынуждены протаптывать тропинки. В этом году в районе мостика поставили отбойники, не оставив места не то что для полноценного тротуара, но даже для крошечной пешеходной дорожки. Да, в центр Никольского ходит 239-й автобус, но у него большие интервалы, иногда до 45 минут. Согласитесь, странно стоять на остановке 45 минут, чтобы проехать 700 метров.
Кто-то спросит: а что нам вообще нужно в центре Никольского? Объясню. У нас с супругой Елизаветой двое детей — 6-летний Никита и 2-летняя София. Нам нужны и детский сад, и поликлиника. Скоро Никиту нужно будет водить в школу. И таких молодых родителей, как мы, здесь много. Кроме того, магазин на нашей окраине всего один. За продуктами многие ходят именно в центр.
Справедливости ради стоит сказать, что летом у жителей есть ещё одна дорога — через заросшую пойму реки Песчанки. Эту тропинку показала нам мама двухлетнего Ярослава Яна Сычёва. Жители миллионного города ходят в детскую поликлинику по тропинке в кустах амброзии. Нормально ли это?
Перспективы тротуара
Вот данные из открытых источников: в 2020 году городские власти проложили 630 метров тротуара в самом центре Никольского. В 2021-м построили ещё 350 метров тротуара — от центра микрорайона до расположенного неподалёку детского сада № 142. И наконец, в нынешнем году такой же по длине отрезок тротуара проложили на противоположной стороне той же дороги — к поликлинике № 22.
Когда же появится тротуар на Майской? Этот вопрос мы задали управе Левобережного района. Там сделали вид, что вопроса не поняли: «Перечень работ по ремонту и устройству тротуаров на 2025 год на территории Левобережного района сформирован. Работы на Майской в него не включены», — ответили в управе. И аккуратно переадресовали нас в городское управление дорожного хозяйства, сославшись на его статус «главного распорядителя бюджетных средств» по тротуарам.
Управление дорожного хозяйства через пресс-службу администрации, наоборот, решило сослаться на управу. Мол, перечень работ на год составляется в зависимости от нужд районов. Однако позже сообщили, что планы на следующий год ещё не сформированы и жители Никольского могут подать заявки как в управление, так и в управу Левобережного района. Мы просим считать такой заявкой и наш материал.
В своём ответе управление дорожного хозяйства дало понять, что многое будет зависеть от возможностей городского бюджета. К сожалению, бодро стартовавшая в 2020 году программа обустройства тротуаров сейчас усыхает. В 2020-м на эти цели было выделено 113 миллионов рублей, в 2025-м — около 100 миллионов. Но поскольку цены за пять лет выросли почти в три раза, то в 2020 году в Воронеже обустроили около 90 участков тротуаров, а в нынешнем году — всего 20.


