Профессор Александр Прокофьев: «Воронежу не нужны новые мосты»
Учёный восстановил несколько мостов в России, которые готовились под снос
Вот прямо висит на кончике языка «мостовик-затейник» применительно к почтенному 79-летнему доктору технических наук, профессору, занимавшемуся всю жизнь автомобильными и пешеходными мостами, Александру Прокофьеву. «Затейник» в том смысле, что зачастую шёл против ветра и экономил при этом солидные бюджетные средства, восстанавливая мосты, которые готовили под снос, чтобы на их месте возвести новые.
После недавней публикации «МОЁ!» о судьбе трёх воронежских мостов и, в частности, ВоГРЭСовского, который предполагается то ли капитально ремонтировать, то ли построить новый на его месте, Александр Сергеевич сам позвонил в «МОЁ!» и предложил продолжить тему воронежских мостов.
Сэкономил Калининграду 3 миллиарда
— Мэр Воронежа Сергей Петрин в разговоре о будущем ВоГРЭСовского моста озвучил следующие цифры: его капитальный ремонт обойдётся примерно в 1,7 миллиарда рублей, при этом гарантийный срок на приемлемое состояние моста составит 10 лет. Другой вариант — строительство нового за 3,5 миллиарда рублей, этот мост гарантированно простоит 70 лет. Из своего предыдущего опыта скажу так: нормально отремонтировать мост можно примерно за 300 — 350 миллионов рублей. Это подтверждает вся моя предыдущая работа, десятки отремонтированных мостов по всей стране. Среди них есть и уникальные — например, мост Белелюбского, первый в России арочный мост, памятник архитектуры федерального значения. Речь о пешеходном мосте через реку Мста в Боровичах Новгородской области, списанном одним из ленинградских проектных институтов. А мы этот арочный мост восстановили за относительно небольшие деньги, — такой посыл в разговоре с корреспондентом «МОЁ!» выдал доктор технических наук Александр Прокофьев.
Всю жизнь он занимался автомобильными и пешеходными мостами, в своё время работал в федеральном автономном учреждении «РОСДОРНИИ» (Российский дорожный научно-исследовательский институт).
Александр Сергеевич был героем многих публикаций в СМИ. Одна из них — судя по всему, самая яркая, — была размещена на портале «Новый Калининград» в октябре 2018-го и называлась «Профессор на миллиард: как «лунатик» из Воронежа научил чиновников экономить».
Почему на миллиард и при чём тут «лунатик»? Для ответа на эти вопросы приведём фрагмент статьи: «За последние несколько лет в Калининграде были отремонтированы многие мосты. Причём стоимость работ оказалась в десятки раз ниже, чем планировалось. За масштабной программой ремонта мостов стоит история одного человека... 16 лет назад под покровом ночи житель Воронежа Александр Прокофьев тайком от городских властей загнал несколько гружённых песком самосвалов на мост на аллее Смелых в Калининграде. Расчёты городских властей показывали, что мост должен был рухнуть, но этого не произошло — старый немецкий путепровод вёл себя отлично, показывая нормативный прогиб под серьёзной нагрузкой.
Результаты эксперимента сильно повлияли на планы команды мэра Юрия Савенко... Теперь оказывалось, что масштаб описываемых им проблем с мостами был сильно преувеличен. Реконструкцию моста пришлось отложить.
Спустя десятилетие Прокофьев вновь оказался в Калининграде. На этот раз он спас от сноса несколько важнейших для движения транспорта калининградских мостов и сэкономил городу, по оценкам экс-главы Калининграда Александра Ярошука, около трёх миллиардов рублей...»
«Аварийное состояние — возможная гибель людей»
Но это в Калининграде, а мы с Александром Сергеевичем продолжаем тему воронежских мостов. Начали с ВоГРЭСовского:
— Он там чёрта держит (то есть очень крепкий. — Прим. «Ё!»), понимаете? Это сталинский проект, а сталинские мосты работают шикарно. Там арки бетонные, а между ними — рёбра монолитные, перекрёстная система. Надо после обследования делать деформационные швы на половине моста, оставляя для движения его вторую половину. Очень хорошие стальные деформационные швы производит одна известная немецкая фирма, которые надо ставить туда, заменяя старые, некачественные — наши швы выходят из строя быстро. Так вот — меняются швы, делается гидроизоляция, кладётся слой бетона (сохнет до 20 дней). Тут, кстати, очень помогли скандинавы, придумавшие щебёночно-мастичный асфальтный бетон. То есть в битум закладывать натуральные химические волокна природной древесины — и никаких трещин, ничего! И ещё: ну не может признаваться аварийным мост, который в дальнейшем эксплуатируется! Аварийное состояние — это возможная гибель людей, громадные материальные потери. А у нас его признали аварийным ещё в 2008 году... Ну так закрывайте его и делайте что-то с ним! Возможное строительство нового ВоГРЭСовского моста, о котором говорил мэр Воронежа, станет, мягко говоря, непродуманным решением, которое, на мой взгляд, приведёт к очевидному перерасходу бюджетных средств. Мост надо нормально обследовать и ремонтировать.
Поговорили и о Северном мосте:
— Изначально он должен был соединить направление с Тамбова и Ростова-на-Дону с московским. Мы обследовали его возможный выход через парк «Динамо» на Задонское шоссе в обход города. Идём, лес, всё красиво, уклон земли — всё, кажется, позволяет. И вдруг — бац! Упираемся в чьё-то поместье с дворцом. По логике, его надо бы снести, но потом сверху распоряжение — «подождите»... И в итоге всё затухло. Как водитель, проезжающий по Северному мосту, скажу так: не видел, чтобы там менялась гидроизоляция, а «болезни» у него стандартные — крайние балки наверняка расщелачиваются (разрушается защитный бетонный слой, что приводит к образованию трещин и сколов бетона. — Прим. «Ё!»), что снижает несущую способность пролётных строений и эксплуатационную пригодность моста. Другая проблема — водоотвод, который у нас обычно делается таким образом, что уклон не соблюдается, забиваются водоотводные трубки, и мост начинает «болеть».
Трафик и график
Обмолвился профессор и про Чернавский мост — в том смысле, что его реконструкция в своё время, на взгляд учёного, не была вызвана острой необходимостью. (Напомним, она шла в три этапа и продолжалась с 1990 по 2009 год.) При этом были потрачены солидные бюджетные средства (порядка 1,2 миллиарда рублей).
Поговорили мы и об анонсированных мэрией планах построить до 2041 года ещё два автомобильных моста через водохранилище:
— Строительство новых мостов — продолжение темы разгрузки городского трафика. Взять, к примеру, Ригу — в центре города стоянок и парковок нет, транспорт идёт свободно. В Воронеже новые мосты, на мой взгляд, не нужны, можно как-то упорядочить городской трафик, в том числе и графики движения пассажирского транспорта. И тогда мосты с колоссальными расходами на их строительство просто не потребуются.

