Почему воронежские лифты держатся на честном слове
Плановые проверки безопасности лифтов Ростехнадзором отменены. В приёме их в эксплуатацию государство тоже не участвует, а заключение о соответствии лифтов требованиям закона дают коммерческие организации
Продолжаем разбираться в причинах ЧП с провалившимся в шахту лифта малышом. В предыдущем материале мы рассказывали о детали, которая дала сбой.
Почему государство почти перестало контролировать лифты
Государство в последние годы, как вы знаете, проявляет особое внимание к самым разным сферам жизни граждан. Однако именно в области технического надзора требования закона сейчас очень либеральны.
Как сообщили в ответ на запрос «МОЁ!» в Верхне-Донском управлении Ростехнадзора, до 1 марта 2023 года решение о вводе смонтированного лифта в эксплуатацию оформлялось должностным лицом этой службы. Сейчас же процедура ввода лифта в эксплуатацию зависит от честного слова. Честного слова коммерческих организаций.
«Оценка соответствия смонтированного на объекте лифта требованиям технического регламента осуществляется в форме декларирования соответствия, — говорится в ответе ведомства. — Какого-либо участия в этом процессе сотрудников Ростехнадзора действующее законодательство не предполагает».
Заявителем при декларировании соответствия могут быть монтажная организация, изготовитель или поставщик лифта. Декларирование соответствия лифта заявитель осуществляет на основании собственных доказательств и «доказательств, полученных с участием третьей стороны».
Собственные доказательства — это проектная документация, монтажный чертёж, паспорт лифта, протокол проверки функционирования подъёмника. Третьей стороной же выступает аккредитованная лаборатория или испытательный центр, которые по договору с заявителем должны провести ещё одну проверку функционирования лифта и устройств его безопасности.
В декларациях говорится о том, что с лифтами всё хорошо. А вот в каком количестве случаев после монтажа лифта та самая «третья сторона» находила неполадки и как эти неполадки устранялись, государство… не знает.
В первые два месяца 2023 года, когда разрешения на ввод лифтов в эксплуатацию ещё давал Ростехнадзор, за такими разрешениями обратились собственники 41 нового лифта. Ведомство провело контрольный осмотр новых лифтов. И в случае с 14 из 41 лифта поначалу отказалось вводить их в эксплуатацию. «В основном причина заключалась в несоответствии квалификации работников владельца лифтов требованиям профессиональных стандартов», — пояснил Ростехнадзор.
На смену плановым проверкам работы лифтов сейчас пришли либо внеплановые (после ЧП), либо так называемые выездные обследования. За январь — август 2025 года управление Ростехнадзора провело 46 таких обследований, по результатам которых объявило эксплуатантам лифтов 24 предостережения «о недопустимости нарушения обязательных требований» и привлекло к административной ответственности одно должностное лицо.
И всё же добавим немного оптимизма. Собственники обязаны сообщать в Ростехнадзор об авариях с участием лифтов. Авариями считаются происшествия, которые привели к причинению вреда человеку. И случай на Конструкторов — первая в Воронеже авария с 2022 года. Во всяком случае, по официальным данным. Постучим по дереву...