«Аккордеоны называют женскими именами, а баяны — мужскими»
Мастера поведали о своём мастерстве корреспонденту «МОЁ!»
Спроси: что в Воронеже уникального? Кто-то про родину ВДВ вспомнит или, может, плодородный чернозём. Ну, Хой с котёнком с улицы Лизюкова, возможно, придут на ум. Но вряд ли кто-то вспомнит про воронежскую фабрику, где производят музыкальные инструменты. Таких в России по пальцам пересчитать.
Баян на молодёжном сленге — это устаревшая шутка, вчерашний день. Здешнее производство вполне себе в ногу со временем, со сложным оборудованием. При том, что основной процесс — ручной. На каждый инструмент уходит до полугода. А в год фабрика выпускает их около сотни.
О том, как рождаются музыкальные инструменты, — в репортаже «МОЁ!».
Своё имя
Здесь всё с музыкальным подтекстом, даже пёс.
— Это Лира, — знакомит нас директор предприятия Дмитрий Авралёв.
Лира строго нас обнюхала и будто дала добро на осмотр здешних достопримечательностей. Животные создают хорошую атмосферу и потому здесь в почёте. По словам Авралёва, все инструменты — живые, и плохое настроение им передаётся.
В одном цехе, где делают «голоса», живут два кота: Крис и Маркиз. У них королевские лежанки, игрушки и вечная скатерть-самобранка. Видно, что мурлыки здесь полноправные члены коллектива. В нём сорок пять человек. И многие чуть ли не с основания. А в следующем году фабрика отпразднует 35 лет. Ремесло передаётся из рук в руки, поэтому каждый специалист — на вес золота.
Фабрика выпускает более 60 моделей. И у каждой своё имя.
— Аккордеоны называют чаще женскими именами, а баяны — мужскими, — удивляет Дмитрий Авралёв. — Есть аккордеон «Маша», например. Он в своё время был сделан для студентки, а потом известной аккордеонистки Марии Власовой. Есть модель в честь её сестры — «Ирина». Есть баян «Дима», а есть — «Шакин». Это, к слову, единственная модель не с именем, а фамилией мастера.
Каждый заказ индивидуален. Будущий владелец оговаривает всё, вплоть до количества складок на мехах, их размера и цвета. Есть инструменты для детей, для классических музыкантов, эстрадных, джазовых.
С элементом волшебства
Производство инструментов — это не просто набор механических действий, когда из железа, дерева, картона и кожи ягнёнка собирают нечто. Хоть и делают их по одному алгоритму, каждый звучит по-своему. Работа кропотливая и не терпящая суеты. И элемент волшебства в этом процессе всегда присутствует.
В одном цехе — стружка на полу, здесь делают деревянные детали корпуса. В другом сверкают искры и свист в ушах — тут мастерят металлические части. Вот цех, где собирают резонаторы — это важная деталь в баяне или аккордеоне, он отвечает за звук. Рабочий шлифует заготовку резонатора на абразивном диске.
Для одного инструмента требуется 10 резонаторов разных размеров и неделя труда (всего в баяне 2,5 тысячи деталей). Затем на нём устанавливают голосовые планки. Для изготовления одного комплекта нужно три месяца. Голосовые планки крепят к резонаторам. А звучание создают язычки, или голоса.
За механику левой и правой части баяна отвечают разные мастера. Поэтому важно, чтобы каждый на своём месте был максимально точным. Потому что на выходе — коллективное творение.
Заходим в цех, где делают голоса.
— Голос большой, чтобы его утяжелить, делаем напайки из латуни, — объясняет слесарь Владимир. — Когда он готов, ставим его на место, клепаем. Готовую планочку отдаём на дальнейшую сборку. Настройщики уже непосредственно в баяне настраивают звук.
Виолетта Батракова делает самые маленькие голоса — дисканты. И занимается этим уже 20 лет. Для такой работы нужно хорошее зрение и отменное терпение.
— В Воронеже она точно единственный подобный мастер, да и в России таких по пальцам пересчитать, — уверен директор Дмитрий Авралёв.
Изготовлением мехов занимается меховщица Елена. Она на этой фабрике работает с её основания. Объясняет технологию, как создать правильную компрессию, куда ставить кожу из ягнёнка и как её правильно крепить.
— А можно ли порвать меха, как в том анекдоте? — задаём бородатый вопрос.
— Нельзя. Это у гармошек их рвали. Они в деревне их склеивали на коленке при свете лучины. У современных инструментов такое сделать невозможно, — отсекая любые сомнения, говорит директор Авралёв.
Правильный настрой
В цехе окончательной сборки множество различных деталей.
— Правая механика, левая механика, внутри установлены резонаторы, планки, меха — мы это всё собираем. Потом покрываем лаком, навешиваем планки, сверлим, устанавливаем ремни,— рассказывает о своей части работы мастер Владимир.
В соседнем цехе — маленькой комнатке — царит большой человек Павел. Колоритный бородач — типичный андеграундный музыкант. Он 30 лет на этом месте. По образованию музыкант, играет на гитаре и фортепиано. Здесь занимается настройкой. Причём делает это с помощью напильника, подтачивая голова.
— Моя задача, чтобы голос звучал так, как надо, — объясняет он свой участок работы. — Я очень требовательный. На настройку одного инструмента у меня уходит дней десять.
Окончательный этап — обыгрывать инструмент. Этим занимается баянист по образованию и настройщик баянов по призванию Юрий Чемерис. Он тоже один из старейших работников фабрики и ученик её основателя — Владимира Авралёва.
— Моя работа — настройка инструмента с нуля и до окончания, — делится Юрий. — Любимый момент — игра перед его сдачей.
— Это предприятие основал мой отец, заслуженный артист России Владимир Авралёв, — рассказывает нынешний директор Дмитрий. — В 90-е найти хороший инструмент была задача из задач и вот, отчаявшись, он сам взялся за производство.
По его словам, товар у фабрики штучный, цена соответствующая, она начинается от 100 тысяч рублей.
На воронежских инструментах, по его словам, играют ведущие музыканты страны, а также известные ансамбли «Воронежские девчата», ансамбль МВД России и много других.
— Для Геннадия Ветрова и Юрия Гальцева мы сделали баяны с очень ярким, эффектным внешним видом, — гордится директор. — Вообще, у этих инструментов мощный бас и изготовленный вручную цельнопланочный аккорд не спутать ни с какими другими, — сказал он нам на прощанье.












