Так что же взорвалось во дворе на Краснознамённой?
Эксперты выдвигают самые разные предположения о том, что именно взорвалось в Воронеже 23 сентября
Как мы уже писали, мощность взрыва, который произошёл 23 сентября в одном из дворов на улице Краснознамённой, могла составлять до 500 килограммов в тротиловом эквиваленте. Что же могло так рвануть? Эксперты выдвигают самые разные предположения.
На прошлой неделе в редакцию «МОЁ!» обратился один из предпринимателей, занимающихся продажей пиротехники и организацией салютов в городе. Своего имени он раскрывать не захотел, сославшись на то, что у самого сейчас в бизнесе не всё гладко, тем более что после произошедшего все, кто занимается пиротехникой в городе, оказались в опале. Однако его версия произошедшего показалась нам любопытной.
— Очевидцы говорят, что сначала было множество хлопков и небольших взрывов, а потом рвануло что есть силы (в этом можно убедиться, посмотрев видео взрыва, где отчётливо слышны хлопки и свист перед взрывом. — «Ё!»). Салюты и пиротехника так не взрываются — это однозначно. Дело в том, что в пиротехнике используется дымный порох. А он самый безопасный, поскольку коэффициент детонации у него очень низкий. Если даже рядом будет лежать большое количество ракет и фейерверков, то при взрыве одного из них другие будут взрываться по очереди — одного большого взрыва не будет. Кроме того, поражает мощность взрыва. Я видел, что было после взрыва завода пиротехники в Бельгии: вокруг пожары, но без разрушений. А тут от склада ничего не осталось, а железобетонное перекрытие разметало в радиусе нескольких сот метров. Кстати, на складах, где хранится пиротехника, как правило, крыша лёгкая — обрешётка да шифер, чтобы весь взрыв был направлен вверх. А тут — бывшая котельная... Однозначно, так рванула не пиротехника. Думаю, на складе могло быть какое-то другое взрывчатое вещество, например тротил. Возможно, он-то и детонировал от взрывающихся фейерверков. Откуда ему там взяться? Не знаю. К нам, пиротехникам, знаете, отношение особое. Думают, что мы можем взорвать всё и вся. Бывает, на праздниках подходит к тебе какой-нибудь человек и начинает расспрашивать: а сколько будет стоить взорвать, к примеру, «Мерседес»… Зачем ему это нужно — другой вопрос, но дело это прибыльное.
Диаметрально противоположное мнение высказал нашим корреспондентам заместитель директора Чебоксарского производственного объединения имени Чапаева, разработчик фейерверков Владимир Гинсбург:
— Доля отечественной пиротехники на российском рынке — не более 5%. Всё остальное везётся из Китая. Там есть солидные заводы, которые следят за качеством, проверяют продукцию на безопасность. Такая пиротехника сама по себе не срабатывает. Но есть в Китае и различные подпольные фабрики. Качество их продукции весьма сомнительно. Какая пиротехника была на складе в Воронеже — не знаю… Но могу сказать точно, что пиротехника взрывается именно так. Сначала заряды взрываются по отдельности, но потом происходит так называемый взрыв массы из-за критического повышения температуры. Его мощность зависит от количества пиротехники.
Кстати, мнение Владимира Гинсбурга совпадает с официальной версией следствия. Помощник руководителя следственного управления Сергей Глазьев заявил, что, по предварительному заключению экспертов, взорвалась пиротехническая смесь, которая используется во время больших городских салютов. Но точного заключения нет.