В детали разработки воронежского никеля пока не посвящают даже учёных

Об этом стало известно на первом заседании общественного совета по контролю за разработкой никелевых месторождений

20.04.2012 19:37
5877

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в

Заявления оппозиции, экологических активистов и жителей Новохопёрского района о том, что планируемая добыча никеля в Новохопёрском районе грозит природной катастрофой, сделали своё дело – власти были вынуждены прислушаться к общественности. Или хотя бы показать, что прислушиваются. Губернатор высказал идею создать общественный совет по контролю за комплексным освоением никелевых месторождений. 20 апреля в Воронеже состоялось первое заседание нового органа.

Первое, что обращает на себя внимание, – порядок формирования совета. Почти все кандидатуры членов совета были определены ещё до первого заседания. Поэтому там достаточно много представителей власти – председатель областной Думы Владимир Ключников, вице-спикер Думы Ирина Транькова, депутат Сергей Почивалов, и.о. руководителя департамента природных ресурсов области Алексей Карякин, руководитель управления региональной политик Андрей Марков. Примерно столько же в совете учёных – заведующих и сотрудников профильных кафедр ВГУ и других вузов. С общественностью дело обстояло хуже. Представителей общественности среди членов общественного совета не больше четверти – журналист Константин Рубахин, председатель правления организации «Русские люди» Константин Квасов, руководитель организации «Народный собор» Андрей Дорош, молодой активист КПРФ Сергей Панарин и некоторые другие. Председателем совета, как и ожидалось, стал член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой минералогии и петрографии ВГУ, академик Николай Чернышов.

При избрании президиума поначалу тоже не было неожиданностей. Тех, кто выступал против разработок никеля в принципе, в президиуме вообще не оказалось. Изюминку в происходящее внесла присутствовавшая на заседании в качестве наблюдателя правозащитница Наталья Звягина, которая предложила свою кандидатуру и в члены совета, и в президиум. Принципы формирования общественных советов весьма расплывчаты, поэтому отказать ей не смогли. Следом за Натальей Звягиной в президиум попросился Сергей Панарин. Его тоже приняли. Председатель совета Николай Чернышов тут же возмутился: «Президиум должен быть подвижным, деловым. Мы не можем в правительство набирать пол-России. Иначе это будет Новгородское вече». Чуть позже все присутствующие сошлись на том, что все вопросы в любом случае будет рассматривать не президиум, а совет в целом.

Правда, пока точно неизвестно как решения совета могут повлиять на саму разработку месторождений. Напомним, конкурс на разработку уже объявлен, обратного пути нет. Его итоги подведут 15 мая. Какие природоохранные мероприятия должен будет провести победитель конкурса, решают также федеральные власти. По сути вопрос в том, прислушаются ли они к совету или нет. В этом случае многое зависит от руководства области.

Пока же у учёных нет точных данных об объёмах добычи никеля и технических деталях работ. «Я не видел ни одной бумаги, которая пошла на конкурс по месторождениям», - признал Николай Чернышов. Член-корреспондент РАН также изложил собравшимся своё видение вопроса. По его мнению, обойтись без разработки никеля нельзя. Разведанное несколько десятилетий назад, месторождение в Новохопёрском районе считалось резервным по отношению к другим залежам полезных ископаемых в северных регионах страны. Однако в последнее время запасы никеля и других полезных металлов начали иссякать. В частности, по прогнозам учёных, разработки никеля в Норильске завершатся к 2015 году, аналогичная ситуация сложилась и на Кольском полуострове. В связи с этим воронежские месторождения, по словам Николая Чернышова, приобретают стратегическое значение. Фактически сегодня это крупнейшие месторождения никеля в Европе. Поэтому, как считает Николай Чернышов, главная цель совета – добиться того, чтобы ущерб от добычи никеля был минимальным, а доход максимальным.

Для этого, как считает академик, в Воронежской области нужно заниматься только добычей и первичным обогащением никеля. А все работы, связанные с обжигом и уж тем более выплавкой, проводить в других регионах. Впрочем, и первичное обогащение никеля – так называемая флотация – опасно для природы. По сути это процесс промывки руды, который требует большого количества воды. После этого вода становится кислой, то есть мёртвой. Добыча никеля представляет опасность и для водоносных горизонтов. Их на пути к руде, по данным учёных, целых шесть. Из одного из этих горизонтов пьёт весь Новохопёрский район. Напомним также, что залежи руды содержат в себе кроме полезных металлов серу, мышьяк и другие опасные вещества.

Когда состоится следующее заседание совета и каких специалистов на него пригласят, предстоит решить президиуму.
 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».

20.04.2012 21:03
Господа, которые шум подняли. У меня к вам 2 простых вопроса: 1) Вы, сидя в Воронеже, сами-то в Новохоперском районе хоть раз в жизни бывали? Вот я был там. И в Грибановском, и в Поворинском, и в Борисоглебском. И видел что сейчас представляет из себя речка Хопер - по большей части болото. А также видел сотни вымирающих деревень, где половина домов стоят брошенными, с заколоченными окнами, а остальная половина не очень-то блещет достатком, в сравнении с той же соседней Липецкой областью. В воронежской деревне люди вымирают - народ уезжает в город, спивается, умирает от некачественной и несвоевременной мед. помощи. Ещё 5-10 лет - и всё - травить никелем некого будет. Будут одни сплошные пустыри с остовами хат, как после войны. И вот этой вымирающей деревне хотят дать высокооплачиваемые рабочие места, стабильные заработки и высокие налоги в местный бюджет. Это плохо? 2) И второй вопрос. Вы воете от ещё непостроенного карьера ПО ДОБЫЧЕ никеля, который будет на расстоянии 150 км. от Воронежа. А почему никто из вас не воет о том, что НЛМК, находящийся в 85 км. от Воронежа, стоящий на реке Воронеж выше по течению и загрязняющий ПРОИЗВОДСТВОМ черных металлов воздух и воду, с каждым годом всё увеличивает объемы производства? При этом травит он получается и липчан и воронежцев, но налоги платит только в липецкий бюджет. Где логика? Близко РАБОТАЕТ вреднейшее производство, с которого нам ничего не достается - это нормально, а далеко - только БУДЕТ работать менее вредная добыча, с которой налоги пойдут вам же - это плохо? Вообще - ощущение от всей этой истерии, что это всего лишь хорошо срежиссированная кем-то пропагандистская кампания, основанная на людской серости и невежественности.
22.04.2012 11:55
Интересно кто будет покупать сельскохозяйственную и пищевую продукцию из региона где работает Норильский Никель? А может это и к лучшему. У нас будет лет 15, чтобы научится обходиться без сельского хозяйства. Зато врачи всегда будут при деле и при деньгах.
20.04.2012 20:49
Чуть позже все присутствующие сошлись на том, что все вопросы в любом случае будет рассматривать не президиум, а совет в целом. И кто сказал что этой шайке можно доверять. Почему не ставится вопрос о законе связанном с особой зоной и перекладывают это на сомнительный совет из прикормленных и заинтересованных. Кто сказал что при этом не должно учитываться и мнения населения проживающего в этих районах Вообще никель и это всё для кого делается? Пока нет отдельного закона по этой территории ни о каких решениях по разработки или ещё каких либо действий не должно быть. Ключникову надо заниматься своими прямыми обязанностями в том числе и по правовой обеспеченности этой территории. Плюс наверное надо обязательно провести референдум, для обеспечения лигитивности данного предложения и проекта и т. д....
Народные новости