В воронежской филармонии на концерте симфонической музыки стреляли из револьвера
Во время второго отделения дирижёр оркестра Юрий Андросов неожиданно схватил пистолет и несколько раз выстрелил в воздух
Необычные вещи творились в зале воронежской филармонии в минувшую субботу, 17 ноября. В этот день впервые в нашем городе воронежский симфонический оркестр исполнил музыку к балету «Парад» французского композитора Эрика Сати. В середине композиции дирижёр коллектива заслуженный артист России Юрий Андросов неожиданно схватил револьвер со своего пульта и несколько раз выстрелил вверх.
Причиной такого поступка стала отнюдь не плохая игра музыкантов и не вялая реакция зрителей на исполнение. Просто партия револьвера являлась неотъемлемой частью музыкального произведения, так же как вой сирены и стук клавиш печатной машинки.
Дело в том, композитор Эрик Сати (1866 - 1925 г.) был очень эксцентричным человеком. Он писал свои сочинения красными чернилами, давал им экстравагантные названия («Обрюзглые прелюдии», «Засушенные эмбрионы» и т. д.), а также использовал в партитуре наряду со звучанием обычных музыкальных инструментов различные шумы, такие как автомобильные и пароходные гудки, хлопки в ладоши, звон бутылок, дробь лотерейного барабана и т.д. И выстрелы из револьвера в балете «Парад» – не самый оригинальный ход автора. Так, в его пьесе «Досада» музыканты должны повторить небольшую музыкальную тему 840 раз.
«Парад» — одноактный балет, написанный по заказу русского театрального деятеля Сергея Дягилева. Премьера состоялась 18 мая 1917 года в Париже. Главную партию исполнил Леонид Мясин. Балет оставил яркий след в истории искусства XX века. Либретто к нему создал сам Жан Кокто, а автором декораций и костюмов стал Пабло Пикассо. Манифест для премьеры балета под названием «Новый дух» написал Гийом Аполлинер, впервые в истории употребив в тексте термин "сюрреализм".
Показной примитивизм музыки Сати и подчеркнутое пренебрежение к красоте звучания вызвали громкий скандал и злые нападки критики. Весь Париж бурлил негодованием.
После этого в течение трёх лет балет не показывался на сцене. Следующее представление «Парада» состоялось только два с половиной года спустя в Лондоне и сопровождалось грандиозным успехом.
Сегодня Эрик Сати является одним из самых часто исполняемых фортепианных композиторов XX века. По прошествии 95 лет даже самые радикальные его произведения воспринимаются более спокойно. Воронежская публика оказалась благосклонной к «Параду» и наградила музыкантов симфонического оркестра долгими и искренними аплодисментами.