Воронеж ожидает самый рискованный спектакль сезона: мировая премьера оперы «Родина электричества» по Платонову
Солисты и постановщики произведения признаются, что поначалу были не в восторге от материала
Мы как-то привыкли, что действие опер происходит где-нибудь в солнечной Италии, в центре внимания — любовные интриги, герои в плащах и шпагах (или в русском варианте — с саблей), героини — прекрасные дамы в длинных платьях. И вряд ли многие из наших читателей знают, что есть опера, действие которой происходит … в селе Рогачёвка Новоусманского района Воронежской области. А сюжет произведения строится вокруг строительства здесь электростанции в 20-х годах прошлого века…
2 июня в рамках Международного Платоновского фестиваля в Воронежском театре оперы и балета состоится мировая премьера — оперы Глеба Седельникова «Родина электричества» по рассказу нашего земляка Андрея Платонова. В начале 20-х годов Платонов, работая специалистом по электрификации сельского хозяйства, построил три электростанции, одну из них — в селе Рогачёвка. На основе своих впечатлений и размышлений о строительстве «светлого будущего» он написал несколько произведений, в том числе рассказ «Родина электричества» в 1939 году. Через полвека, в 1981 году, советский композитор Глеб Седельников (кстати, с детства потерявший зрение) на основе этого рассказа создал оперу — единственную по творчеству Платонова. До сегодняшнего дня она нигде не ставилась полностью, в том числе из-за сложности музыкального материала — некоторые коллективы просто отказывались её исполнять.
— Партитуру этой оперы я получил лично от автора незадолго до его смерти в 2012 году, — рассказал музыкальный руководитель постановки, главный дирижёр театра Юрий АНИСИЧКИН на пресс-конференции в «Доме журналистов» 23 мая. — Её можно сравнить с громадной глыбой — в ней много пафосного гротеска, в то же время лирики. Чтобы не разрушать её цельность, мы решили не делить постановку на два действия. Да, она вокально сложная, рассчитана на диапазон в 2,5 октавы. Причём, сложны не только партии солистов, но и хора.
Солисты Игорь Горностаев и Анастасия Черноволос, исполняющие главные партии в опере, признаются — это не была любовь с первого взгляда.
— Музыкальный материал ломаный, на каком-то космическом уровне для голосовых возможностей, — признаётся Анастасия, — Я привыкла работать с классическим материалом и поначалу, разбирая эту оперу, даже почувствовала отторжение. Но потом, когда я вошла в образ мой героини Евдокии и вышла на сцену в кирзовых сапогах и с платком на голове, я почувствовала, как всё сошлось — музыка, мой образ, настроение.
Игорь Горностаев намекает, что помимо необычного музыкально материала, зрителям стоит ожидать весьма неожиданное сценическое решение оперы. Декорации к «Родине электричества» создал художник России Николай Симонов, автор сценографии к спектаклям МХТ им. Чехова, Театра п/р Олега Табакова и других московских театров. Николай Симонов — постоянный соавтор художественного руководителя Камерного театра Михаила Бычкова, который стал режиссёром-постановщиком этой оперы.
Это уже не первый его опыт сотрудничества с нашим музыкальным театром (только в прошлом году он поставил в театре оперу «Дон Жуан»), но наверняка — самый необычный.
— Я долго раздумывал, соглашаться мне на это предприятие или нет, — рассказал он, — Мне же надо понимать, что за произведение я ставлю! Партитуру с листа я читать не умею, а послушать оперу целиком просто негде — ведь её никто никогда не исполнял. В итоге я составил представление об этом произведении, послушав 20-минутный отрывок, записанный в Московской консерватории.
На премьеру 2 июня приедет много приглашённых гостей, в том числе родственники Глеба Седельникова. Всех секретов создатели постановки не открывают, но предупреждают: это философское произведение не для расслабления и отдыха, а для переживаний и размышлений.
Читать все комментарии