Войдите, чтобы видеть уведомления на портале

Прислать новость

В Воронеже художница восхитила горожан огромной мозаикой на Придаченской дамбе

Татьяна Федечкина рассказала, что мечтает превратить островок у Чернавского моста в знаменитый парк Гуэль в Барселоне

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

26.05.2017 13:17
0

Читать все комментарии

7330

Монументальное искусство мозаики было популярно в советское время. Сейчас редко кто использует мозаику для украшения города. Наверное, поэтому мозаичное панно воронежской художницы Татьяны Федечкиной произвело в интернете фурор. Картину из кусочков зеркала и плитки в виде бабочки девушка в парке Придаченская дамба выложила ещё в августе прошлого года. Но только совсем недавно после публикации фото в популярном сообществе «Типичный Воронеж» о мозаике узнало большое количество людей.

Придаченская дамба — это небольшой островок, который образовался после строительства водохранилища недалеко от Чернавского моста. Здесь есть единственный в городе подвесной мост, тихая аллея, база байдарочников. Правда, место выглядит неухоженным, поэтому парк в основном посещают рыбаки, спортсмены да жители ближайших окрестностей. Татьяна мечтает превратить это место в подобие знаменитого парка Гуэль в Барселоне, который был построен архитектором Антонио Гауди. Особенность испанского парка в том, что почти все объекты в нём выложены мозаикой, что делает его фантастическим и нарядным. Корреспондентам «Ё!» Татьяна рассказала, с какими сложностями столкнулась во время установки мозаики на дамбе и что общего между парком в Барселоне и небольшим островком в Воронеже.

«Работаю под оперную музыку»

С Таней мы встретились возле её мозаики с бабочкой на дамбе. Девушка решила помыть её от пыли, а между делом рассказала, как увлеклась мозаикой.

— В детстве я обожала калейдоскопы и переливающиеся стекляшки, — говорит художница. — А в мозаику влюбилась, когда увидела работы Гауди в книге про парк Гуэль. Он меня поразил своей красотой и масштабом. Я собрала какие-то остатки плитки у знакомых и начала заниматься мозаикой. Первой моей работой стал мой детский столик. Выкидывать его было жалко, и я украсила его мозаикой. Теперь это сказочный журнальный столик. Мозаика — очень медитативное занятие. Я работаю под оперную музыку, мне кажется, она очень для этого подходит.

Таня в 2011 году окончила журфак ВГУ, но творчество её увлекло больше, чем работа в СМИ. Кроме мозаики она занимается скульптурой, керамикой, недавно начала сама делать плитку из глины. Обжигает её в старенькой печи 1974 года, которую в шутку называет раритетом. Мозаике и керамике Таня училась самостоятельно, также ходила на занятия к воронежскому керамисту Аркадию Чудакову.

— Я очень люблю Придаченскую дамбу, с детства мне нравилось тут гулять, потому что у нас в городе мало парков у воды, — говорит Татьяна. — Мне кажется, этот остров благодаря своим плавным линиям, зелёной аллее напоминает парк Гуэль. Для паркового искусства мозаика — один из самых подходящих вариантов оформления. Она вечна, и с её помощью можно создавать что-то монументальное. Мне очень хочется, чтобы в Воронеже были волшебные места, и я решила сделать на дамбе мозаику.

Для мозаики художница выбрала сюжет с бабочкой, в виде которой в древнегреческой мифологии изображали Психею — олицетворение души, бессмертия и возрождения. Эта работа стала первой парковой мозаикой, за которую взялась Таня. Художница потратила на её создание месяц ежедневной работы. Плитку и зеркала для мозаики Таня искала у знакомых, а ещё договорилась с магазином керамики и забирала у них разбитую плитку.

— Я взяла макрофотографию настоящей бабочки, перевела рисунок с помощью проектора на большой формат и по нему выложила мозаику на сетке, — рассказывает Таня о процессе работы. — Мозаика получилась большой и тяжёлой. Самостоятельно поднять и приклеить её на дамбе я не могла. Наняла рабочих-плиточников. Правда, сначала час уговаривала их приклеить мозаику, они отказывались, крутили пальцем у виска, что всё отвалится. Но вот почти год прошёл, а мозаика как новенькая.

Как говорит Татьяна, в занятии мозаикой основные вложения — это инструменты, потому что качественные стоят недёшево.

— Можно купить инструмент для резки стекла за сто рублей, будешь им пилить и еле отламывать кусочки, — рассказывает художница. — А можно взять японский стеклорез за шесть тысяч рублей, который стекло режет как масло. Недавно я купила специальные кусачки для плитки и очень рада.

«Запишите хоть плиточником»

Татьяна мозаикой не зарабатывает, но говорит, что после публикации фото бабочки в интернете стали появляться интересные заказы. Вместе со своим молодым человеком девушка работает в арт-объединении художников, которые занимаются изготовлением предметов интерьера из дерева. А свободное время Таня посвящает мозаике. Работает у себя дома и в саду, который похож на сказочное место: на деревьях сверкающие украшения, красивые дорожки из плитки, японские фонарики, расписной обеденный стол…

— Плитку на мелкие кусочки я разбиваю молотком прямо во дворе, к счастью, соседи пока это всё терпят, — улыбается художница. — В основном из мозаики делаю что-то для себя или для участия в фестивалях. Например, для одной выставки смастерила парковый калейдоскоп.

Художница говорит, что её очень увлекает парковое искусство и она мечтает поучаствовать в проекте преобразования Придаченской дамбы. Сейчас девушка участвует в конкурсе на ежегодную премию мэра Воронежа в области экологии, которая вручается творческим коллективам, учёным, общественным деятелям, предпринимателям, образовательным учреждениям. Всего семь номинаций. В этом году размер премии составляет 50 тысяч рублей. Результаты будут объявлены 5 июня.

— Мне очень хочется привлечь внимание к этому уникальному и единственному в городе парку, окружённому с двух сторон водохранилищем, — говорит Таня. — Готовлю проект по созданию на дамбе серии мозаики с растениями и животными, которые есть в нашем регионе. Но бесконечно вкладывать свои средства невозможно. У меня даже были мысли прийти в нашу городскую администрацию и попросить взять меня на работу. Пусть хоть плиточником бы записали, лишь бы была возможность заниматься парком. Наш город богат на талантливых людей. Очень хочется, чтобы они выходили творить на улицу и делали Воронеж еще красивее.

После публикации в интернете фото мозаики с бабочкой, по словам Тани, ей написало много желающих включиться в проект работы над парком, также есть организации, готовые предоставить материалы бесплатно. Возможно, городские власти обратят внимание на проект художницы, и в Воронеже появится свой маленький островок Барселоны.

СПРАВКА

Мозаика — один из основных видов монументального искусства, также используется и в декоративно-прикладном искусстве. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска).

Парк Гуэль был создан Антонио Гауди в верхней части Барселоны в 1900 — 1914 годах. Архитектор в своих работах часто составлял композиции из фрагментов стекла и керамики. Для работы над парком он просил рабочих с окрестных строек приносить ему осколки плитки и битую посуду. Из них в технике мозаики Гауди сделал знаменитую лестницу в парке Гуэль, скамейки в виде морского змея, разноцветную саламандру и другие объекты. Парк, названный в честь каталонского промышленника и мецената Эусеби Гуэля, — одно из любимых мест туристов и визитная карточка Барселоны.

Читайте также о проекте Центра гребли на байдарках и каноэ, который планируют реализовать на Придаченской дамбе.