В Воронежском цирке медведи перешли с самокатов и велосипедов на гироскутеры
До 9 июля в Воронеже гостит новая цирковая программа «Матрёх»
Мы уже писали, что в Воронеж с гастролями приехало эффектное шоу «Матрёх». Его поставил один из лучших цирковых режиссёров в России, лауреат международной цирковой премии «Мастер», Руслан Ганеев. Руслан — режиссер Цирка Никулина, постановщик шоу Гии Эрадзе «Пять континентов» и шоу огня и света «Фонтан» Анатолия Сокола.
«Матрёх» — это динамичное шоу, основанное на славянских традициях. В программе участвуют воздушные гимнасты, акробаты, жонглеры, эквилибристы, велофигуристы. Изюминка шоу — это клоунада. И её главное действующее лицо, Матрёх, в исполнении в исполнении заслуженного артиста России Сергея Просвирнина. Матрёх у него получился смешной, удалой, и очень музыкальный — от играет на множестве инструментов, от саксофона до барабанной установки. «Мужской» вариант Матрёшки придумал Руслан Ганеев, который, по его словам, всегда интересовался образом традиционной русской игрушки и её скрытыми смыслами. Сергей Просвирнин — один из самых заслуженных на сегодня клоунов. Достаточно сказать, что в энциклопедии «Клоуны XX века», изданной в Англии, его имя стоит в тройке рядом с именами Карандаша, Олега Попова. А начинал Сергей Юрьевич работать с Юрием Никулиным.
— Меня даже называют учеником Никулина, но это неправда, потому что он в принципе никого не учил, — рассказал «Матрёх» корреспондентам «Ё!» перед началом представления, — Но знакомы мы были. Я после циркового училища выпускался в цирке на Цветном бульваре, а Никулин был там художественным руководителем. Он мне подарил свою книжку и подписал её: «Я верю в твое будущее!» А потом я какое-то время работал в коллективе Никулина. Мы Юрия Владимировича провожали на пенсию. Помню, Никулин всегда подходил, обнимал за плечи, и говорил: «Мальчик (он всегда обращался к нам «мальчик»), даже на репетиции ты всегда должен быть в пиджаке и головном уборе!» Я это запомнил.
Сергей Просвирнин объездил с гастролями весь мир, и рассказывает, что чувство юмора у жителей разных стран сильно отличается. Из-за этого ему приходится менять программу.
— Сложно работать на арабскую публику. Там особый менталитет, связанный с религией. Я отменяю все репризы атлетического плана, потому что на сцену нельзя выходить в трусах и с голым торсом. Нельзя девушек вызывать из зала на клоунские репризы, там к ним вообще прикасаться нельзя.Самая удобная публика в Европе, Канаде, Америке... У меня, к примеру, есть реприза «Балет». Её очень любят во Франции, Германии, Америке. А, допустим, работаю я в Марокко... Раз упал, два упал... Ко мне бежит взволнованный импрессарио с канифолью, мол, потри тапочки, чтобы не падать. Они решили, что я на самом деле падаю…
В программе «Матрёх» выступят и четвероногие артисты. Это дрессированные кошки, попугаи, собаки и, по русской традиции — «косолапые грации». Именно так называется номер Гранта Ибрагимова с медведями. Мишки у Народного артиста ходят на задних лапах, ну … почти как мы с вами. Они делают разные балетные па у станка, ловят обручи, мячи, а затем кланяются, держась «за ручку» с дрессировщиком. А ещё один медвежонок вместе с Грантом Евгеньевичем лихо катается на гироскутере.
— Я всегда считал, что нужно двигаться вперед за молодёжью, — считает дрессировщик, — Велосипеды, самокаты и прочая атрибутика, которая была 50 лет назад — и сегодня это красиво, но молодежи не интересно. И когда появились гироскутеры, я решил поставить на него медведя. Как раз тогда взял двух братиков-медвежат, по традиции назвал их Чуком и Геком, сейчас им почти по полтора года. Сам не знал, что получится. Там баланс очень сложный. Восемь месяцев ушло на то, чтобы медвежонок Гек научился держать баланс и поехал. Чук тоже катается, но он не такой расторопный, как Гек.
— Ну а им самим нравится кататься?
— Им нравится, что за это их хвалят, говорят ласковые слова и кормят вкусностями. У меня всегда в кармане вкусное печенье. Есть ещё кое-какие наработки с малышами.
В своё время у Ибрагимова уже была пара «звёздных» медведей, тоже Чук и Гек. Первого нет в живых. А вот Гек, 34-летний, огромный, 2,4 метра ростом гризли, до сих пор работает в программе.
— На человеческий возраст ему больше ста лет, — рассказывает Грант Ибрагимов, — Он столько прожил только потому, что постоянно в работе. Когда человек уходит на пенсию и оседает дома без дела, он долго не протянет. Так и здесь. Когда он не в манеже, проводит время по-стариковски. Разляжется и лежит в своей клетке. Поэтому я Гека вывожу, заставляю.
Читать все комментарии