Стрелять, вскрывать и оцеплять: какие полномочия полицейским даст новый закон?
Новый закон «О полиции», по мнению экспертов, фактически вводит презумпцию правомерности действия полицейских
Федеральный закон «О полиции» ждут серьёзные изменения. На прошлой неделе правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму ряд поправок в закон, регламентирующий деятельность полицейских.
Большинство пунктов – мелкие уточнения. Однако даже в них можно найти глубокий смысл.
К примеру, в одном из пунктов, касающемся работы сотрудников ГИБДД, предложено после слов «оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии», дополнить словами «в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
То есть если раньше по закону «О полиции» гаишники обязаны были выезжать на любое ДТП, то теперь у них появится законная возможность этого не делать.
В нескольких статьях слово «осмотр» изменили на «личный осмотр». Во-первых, непонятно, чем они различаются. А во-вторых, если осмотр — это законодательно отрегулированная процедура, то правовой статус понятия «личный осмотр» неясен. Соответственно, не очень понятна и ответственность за нарушения полицейских при проведении этой процедуры.
Большой резонанс вызывают две новые статьи, которые позволяют полицейским вскрывать автомобили как в отсутствие, так и в присутствии их владельцев. Предполагается, что это можно делать для спасения жизни человека (если, к примеру, кому-то в машине стало плохо, или в автомобиле без присмотра заперт ребёнок, а на улице жара). Вскрыть машину могут и при обеспечении безопасности при массовых беспорядках, чрезвычайных ситуациях или угрозе теракта. Ещё полицейским предлагается разрешить вскрыть машину, чтобы задержать преступников, которые заблокировались в салоне.
Также полицейским предлагается разрешить в экстренных ситуациях оцеплять или блокировать территорию жилых домов и других строений – по решению руководителей территориальных отделов МВД. В границах оцепления сотрудники полиции могут проводить личный осмотр граждан, проверять автомобили и находящиеся в них грузы.
Уточняется также порядок применения огнестрельного табельного оружия. Сотрудник полиции сможет стрелять при задержании преступника, тем более – при самозащите.
В действующей редакции закона и сейчас подробно прописано, когда полицейский может применить оружие. К примеру, если злоумышленник при задержании отказывается подчиниться и стремится сократить расстояние, указанное сотрудником полиции, либо пытается прикоснуться к оружию. Сейчас же предлагается дополнить закон формулировкой «или совершает иные действия, дающие основания рассматривать их как угрозу».
При такой размытой формулировке ни один юрист не докажет, что полицейский превысил свои полномочия и был не прав, применив оружие.
Но главное даже не это. Теперь в законе появится норма о том, что полицейский не подлежит преследованию за действия, совершённые при выполнении служебных обязанностей и «в связи с реализацией прав, предоставляемых полиции». По мнению правозащитника Ильи СИВОЛДАЕВА, фактически это вводит презумпцию правомерности действий полицейского.
Подробнее о новом законе «О полиции» читайте в свежем номере «МОЁ!», который вышел 19 мая. Также разбор этого закона в студии «МОЁ! ТВ» с нашим экспертом, председателем воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николаем КИСЕЛЁВЫМ, смотрите в 55-м выпуске программы «Право руля».
Читать все комментарии