Почему на смену Вадиму Кстенину придёт… Вадим Кстенин

С большой долей вероятности можно утверждать — следующий мэр продолжит ту же политику, что и уходящий

23.05.2024 17:15
МОЁ! Online
8

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

8391
  
Читайте МОЁ! Online в
Почему с уходом Кстенина с поста мэра Воронежа ничего кардинально не изменится

Уже в июне, максимум в июле у нас появится девятый в современной истории Воронежа глава города. Действующий мэр Вадим Кстенин оставит пост 13 июня. В своём телеграм-канале 23 мая он сообщил, что «принял решение завершить службу на посту главы Воронежа».

Правда, не поделился с горожанами — почему. Не была озвучена причина и на встрече Вадима Кстенина с губернатором Александром Гусевым, которая состоялась в этот же день. Стало понятно лишь, что Вадим Кстенин точно не уходит на повышение. «Свою жизнь связываю с Воронежем, это мой любимый город, работать продолжу тут», — приводит его слова пресс-служба администрации города.

Выборы главы города (правда, не горожанами, а депутатами Гордумы) состоялись всего год назад. То есть, впереди у Вадима Кстенина было почти четыре года полномочий. Напомним, эти выборы были для него вторыми, в первый раз он был избран мэром весной 2018 года.

Экс-губернатор Владимир Кулаков и экс-мэр Сергей Колиух в беседе с автором этих строк в своё время, не сговариваясь, признали — власть очень затягивает. «История знает единичные случаи отказа от власти по собственному желанию», — отметил Сергей Колиух.

Александр Гусев прекрасно знаком с историей. И постарался дать понять, что в случае с Вадимом Кстениным в целом всё в порядке и что это отказ от власти как раз по собственному желанию. «Поскольку Вы, Вадим Юрьевич, уходите не срочно, скорее планово, у нас с депутатами городской Думы ещё будет время спокойно выбрать достойную кандидатуру на должность мэра», — цитирует губернатора облправительство.

Далее, конечно, логично будет подвести итоги работы Вадима Кстенина на посту мэра. Тем более администрацией города он руководил дольше большинства предшественников — шесть лет. Для сравнения — Александр Гусев работал главой города четыре с небольшим года, Сергей Колиух — пять лет, Борис Скрынников — четыре года, Александр Ковалёв — меньше трёх лет.

Цифры, которые назвал сам Вадим Кстенин, впечатляют. Введены в строй 11 школ и 24 детских сада. Расселено из аварийного жилья около 3 тысяч человек. Благоустроено 363 двора и 40 общественных пространств. Город получил 260 автобусов большого класса.

Однако есть очень важный нюанс — всё это, конечно, имеет отношение к мэру. Но не прямое. И это вовсе не попытка обидеть Вадима Юрьевича. Всё дело в том, как менялись полномочия администраций городов и мэров в современной России.

6 августа 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, выступая в Казани, произнёс хрестоматийную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Конечно, она была адресована национальным республикам в составе России. Но принятый в 1991 году закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» по духу соответствовал именно этой фразе.

Его суть была в том, что муниципалитеты получали в свои бюджеты большую часть налогов, которые собирались на их территории. Но при этом руководили почти всей бюджетной сферой и были обязаны её финансировать. Не все помнят, что до конца нулевых годов больницы и поликлиники у нас были муниципальными, социальная защита в девяностые годы также считалась муниципальной функцией. Администрация города имела широкие контрольные и надзорные функции, во многом заменяя собой нынешние Роспотребнадзор и Росприроднадзор. А также утверждала тарифы на коммунальные услуги.

То есть полномочия избранного горожанами мэра и полномочия совета депутатов в конкретном населённом пункте были даже шире полномочий губернатора. Соответственно, там, где к власти приходили хорошие управленцы, всё было нормально.

В 2003 году, с принятием нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральный центр взял курс на выстраивание вертикали власти. Процесс не был быстрым. Но в итоге к середине 2010-х у муниципалитетов изъяли большую часть налогов и большую часть полномочий.

А в 2016-м ушли в историю и выборы мэра горожанами. Точнее, закон дал городской Думе право сохранить прямые выборы главы города или отменить их, заменив выборами мэра самими депутатами. Городская Дума Воронежа намёк из Москвы поняла и прямые выборы отменила.

Рассказанная нами история помогает понять — на посту мэра Вадим Кстенин не мог не сделать всего того, что он перечислил в день заявления об отставке.

К примеру, расселение из аварийного жилья изначально было идеей федеральных властей. И финансируется оно из федерального, областного и муниципального бюджетов (причём муниципальная доля крайне невелика). Благоустройство дворов и общественных пространств также софинансируется из федерального бюджета, в рамках федерального проекта «Формирование современной городской среды».

То же и с закупкой автобусов. Правда, из федерального бюджета она софинансировалась не во всех случаях. В 2022 году 63 автобуса были куплены для Воронежа за счёт средств областного бюджета. Однако всё началось с чёткого указания из Москвы — чтобы развивать отечественный автопром, регионы должны купить за счёт средств бюджета автобусы ЛиАЗ и НефАЗ. Некоторые школы и детские сады Воронежа также строились с привлечением федерального финансирования.

От мэрии в этом случае зависело грамотное и быстрое составление проектов и заявок. Кстати, за качество заявок на участие в федеральных программах Воронеж несколько раз хвалили.

Но в любом случае администрация города под руководством Вадима Кстенина не могла отказаться от участия в перечисленных выше программах. Но и выбить заметно больше положенного не могла бы. Вряд ли министерства и ведомства выделили бы Воронежу больше средств в ущерб, к примеру, Новосибирску.

Наверняка кто-то сейчас подумал, что описанное выше похоже на уклад хозяйства в СССР, где руководители на местах проводили в жизнь линию партии. Но нет — современному мэру города сложнее, чем председателю горисполкома в советское время. Ведь он подотчётен не совету народных депутатов, а городской Думе. А между Горсоветом и Гордумой лежит пропасть.

В Горсовет входили заслуженные учителя, рабочие, представители интеллигенции. Всех их объединяло в том числе то, что в управлении городом у них не могло быть бизнес-интересов. Максимум — получение квартиры или машины вне очереди.

В Гордуму сейчас избираются в основном предприниматели, которые как раз отстаивают интересы своего бизнеса. Например, строительного. Поэтому любой избранный депутатами мэр крупного города ведёт себя с бизнесом таких депутатов очень аккуратно. Можно сказать, ходит между струйками.

Таким образом, кого бы сейчас ни нашли на смену действующему мэру, назначенный депутатами новый глава города будет делать на посту примерно то же самое, что и Вадим Кстенин. Возможно, с небольшими вариациями. Так что если говорить о принципах управления городом, то на смену Вадиму Кстенину придёт Вадим Кстенин.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».