Власти Воронежа объяснили, почему в центре снесли ценное историческое здание
Необходимость сноса обосновывают крайне ветхим состоянием дома № 47/1
Снос старинной двухэтажки № 47/1 по улице Никитинской весьма встревожил историков, краеведов и патриотичных воронежцев. Напомним, 8 — 10 ноября подрядчик мэрии сравнял с землёй исторический дом, который охраняется областным постановлением № 930.
Справка:
Двухэтажный дом № 47/1 был построен в середине 19-го века и являлся частью усадьбы купцов Клочковых. По словам краеведа, члена городской комиссии по культурному наследию Павла ПОПОВА, сохранился проект его перестройки конца 19-го века — с очень красивым деревянным вторым этажом с ажурной резьбой и украшениями. Проект принадлежал известному архитектору того времени Станиславу Мысловскому. Скорее всего, он был воплощён в жизнь. Сами Клочковы жили в здании через дорогу, Никитинская, 50, оно сохранилось до сих пор. А дом 47/1, судя по дошедшим сведениям, сдавали внаём. Во время войны он был сильно разрушен и затем перестроен. Однако часть первого этажа в нём всё-таки сохранилась, а значит, при детальном изучении историков могли ожидать любопытные находки.
Двухэтажка, возведённая в середине 19-го века семьёй купцов Клочковых, была практически заново построена в 1949 году, поэтому сама по себе она не являлась объектом культурного наследия. Но входила в так называемую охранную зону сразу двух ценных исторических зданий по соседству — дом агронома Вагнера 1902 года постройки (Никитинская, 45) и флигель инженера Гегера 1911 года (Никитинская, д. 49/2).

Постановление об утверждении границ охранных зон № 930 было подписано губернатором в конце 2015 года. В нём за объектами культурного наследия закрепляются зоны охраны — территории, где нельзя вести строительство, ставить киоски и т. п. В охранные зоны попадают и некоторые строения, которые вместе с историческим зданием создают единую композицию. По замыслу авторов, закон должен сохранить аутентичность исторических уголков Воронежа и не допускать ситуаций, когда рядом с особняком позапрошлого века вырастает уродливая многоэтажка. В постановлении есть прямое указание (причём, дважды!), что «снос, реконструкция с изменением габаритов здания — исторически ценного градоформирующего объекта по адресу: ул. Никитинская, д. 47/1» «запрещается».
Как сообщили нам в пресс-службе администрации города со ссылкой на начальника управления жилищных отношений Олега ЗАЦЕПИНА, дом был снесён как аварийный вместе с ещё пятью зданиями по городу в рамках исполнения федерального закона №185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В официальном ответе мэрии подчёркивается, что «снос аварийного дома осуществлён в связи с угрозой обрушения конструктивных элементов». Как сообщили «МОЁ!» свидетели сноса здания, подрядчикам не пришлось долго возиться — стены рухнули от незначительного воздействия.
” — Я не понимаю, почему при сносе дома проигнорировано законодательство, — недоумевает архитектор, историк Лариса КРИГЕР, которая участвовала в разработке и утверждении охранных зон, в том числе как раз для зданий на Никитинской. — Да, дом был аварийный. Но его можно было привести в порядок с помощью ремонта — причём не обязательно дорогого и сложного. Внутри разрешены любые виды работ, ведь это не памятник архитектуры. И снаружи тоже можно было его покрасить, оштукатурить, главное, сайдингом не покрывать!
И тут мы возвращается, пожалуй, к главной проблеме сохранения исторического наследия в городе. К сожалению, многие исторические здания рушатся сами, без всякой «помощи» со стороны заинтересованных лиц. Ведь денег на их реставрацию из бюджета города или области не выделяется. Если она и происходит, то либо за средства собственника здания, либо на деньги из регионального Фонда капитального ремонта (причём, насколько всё это непрозрачно, мы уже писали). Таким образом, в Воронеже реставрируются буквально единицы из более, чем двух сотен объектов исторического наследия.

Отметим, что по статье 7.13 административного кодекса за несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, предусмотрен штраф: для должностных лиц от 20 до 400 тысяч рублей, для юридических лиц — от 200 тысяч до 5 млн рублей.