Прислать новость Что, если?

Гитарист Юрий Каспарян сыграл в Воронеже песни «Кино» с симфоническим оркестром

Музыкант легендарной рок-группы рассказал, почему не смог досмотреть фильм «Лето» и как срывались концерты «Кино»

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

9

Читать все комментарии

7796

Концерт «Симфонического КИНО» прошел в концертном зале Event-Hall Сити-парка «Град» под Воронежем 14 февраля. Дата для выступления была выбрана очень символично. Создавалось впечатление, будто собравшиеся отмечают День всех влюблённых под песни Виктора Цоя.

На сцене гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян в сопровождении Воронежского молодёжного симфонического оркестра сыграл 23 композиции, которые когда-то исполнял Виктор Цой. Проект «Симфоническое КИНО» не предполагает вокальную составляющую. Но при этом на каждом концерте зрители всегда поют известные композиции «Кино», потому что слова сами всплывают в памяти.

Юрий Каспарян в Воронеже / Игорь Филонов

Проект «Симфоническое КИНО» был создан в 2010 году гитаристом Юрием Каспаряном и композитором Игорем Вдовиным (один из создателей группы «Ленинград», работал с Земфирой, группой «АукцЫон» и другими музыкантами). А в 2016 году к проекту присоединился сын Виктора Цоя – Александр Цой, который занимается музыкой и дизайном. Для «Симфонического КИНО» он создал анимационный видеоряд, который транслируется на экране во время звучания музыки. Корреспонденты «Ё!» пообщались с Юрием Каспаряном, Игорем Вдовиным и Александром Цоем, а также побывали на репетиции с оркестром.

«Хотим песню «Перемен» сыграть стоя»

Проект «Симфоническое КИНО» не первый раз сотрудничает с Воронежским молодёжным симфоническим оркестром при Воронежском концертном зале. Впервые они выступили вместе в 2015 году, произошло этот также на сцене Event-Hall. Кстати, знаменитости регулярно приглашают к сотрудничеству музыкантов Молодёжного оркестра. Например, оркестр выступал с Полиной Гагариной, финской исполнительницей Тарьей Турунен, композитором Эдуардом Артемьевым и другими.

За день до выступления Каспаряна с оркестром в Event-Hall началась трансформация зала под концерт академической музыки. Чтобы разместить оркестр, пришлось расширить сцену, а также увеличить трибуну, ведь концерт симфонической музыки, как правило, предусматривает только сидячие места.

Музыканты в Воронеже / Юрий Филонов

Репетиция началась за четыре часа до концерта. За полчаса музыканты, а это почти 50 человек, расселись по своим местам. Как будто на глазах собралась картинка из пазлов, где всё сложилось к месту. Кроме классических инструментов на сцене барабаны и гитары. Главный, конечно, Юрий Каспарян. Композитор Игорь Вдовин постарался перенести все особенности звучания «Кино» в симфоническое звучание.

- С одной стороны музыка «Кино» довольно проста. Об этом говорит и то, с какой лёгкостью большое количество людей исполняют эти песни под гитару, - говорит Вдовин. –С другой стороны, эта музыка была классно аранжирована, а партии, которые играл Каспарян, оказались довольно изощрёнными. И для меня было важно всё это перенести в оркестровку.

Когда на сцене появился дирижёр Воронежского молодёжного симфонического оркестра Евгений Мингалёв, все музыканты сразу собрались и сосредоточились. Энергетика его динамичных жестов тут же передалась музыкантам. Мощно зазвучала музыка мгновенно узнаваемой «Группы крови». Мингалёв в любой момент мог сделать паузу, чтобы дать рекомендации музыкантам оркестра.

Фото Игоря Филонова

Параллельно выстраивался свет. По сцене и залу нарезал круги Игорь Вдовин, который следил за каждой мелочью.

- Ау, есть кто на прожекторах слева? Приглушите свет. Музыканты ноты не видят, - попросил Игорь Вдовин. – Но это уже слишком сильно, так музыкантов не видно будет на сцене.

- Ну и хорошо, что не видно, - шутит Каспарян. – Главное, чтобы музыку было слышно.

Юрий Каспарян всегда был известен своей скромностью и неразговорчивостью. Гитарист крайне редко даёт интервью и не любит появляться лишний раз на публике. Зато на сцене он словно преображается, даже на репетиции полностью отдаётся процессу и растворяется в музыке.

Скрипачки спели «Транквилизатор»

Примерно за три часа оркестр прогнал всю программу концерта, отточив звучание. Интересно, что хотя кардинально программа выступлений «Симфонического КИНО» не меняется, его авторы постоянно что-то дополняют и дорабатывают. Например, в этот раз они попросили спеть скрипачек оркестра композицию «Транквилизатор».

- Ноты концертной программы мы увидели за месяц до выступления, и нам не составило особого труда всё выучить, потому что на песнях «Кино» мы все выросли и очень их любим, - рассказала концертмейстер, первая скрипка Воронежского молодёжного симфонического оркестра Анна Пожарская. – Сюрпризом стала песня, где мы кроме нот увидели ещё и слова для двух первых скрипок в оркестре. Говорим дирижёру, что не умеем петь, а он отвечает – ничего, научитесь. На самом деле, это было большим удовольствием – спеть композицию «Кино». Ещё у группы есть две песни, от которых у меня всегда в любом их исполнении мурашки, это «Пачка сигарет» и «Перемен». Я думаю, если нам выпадет счастье еще работать с «Кино», мы должны стоя играть «Перемен», чтобы зал тоже поднимался, как в фильме «Асса».

Кстати, организаторы «Симфонического КИНО» пригласили музыкантов Воронежского молодёжного симфонического оркестра дать совместные концерты в Туле и Калуге в марте.

«Фильм «Лето» не смог досмотреть до конца»

После репетиции у музыкантов оставалось чуть больше часа, чтобы передохнуть и подготовиться к выходу на сцену. У Юрия Каспаряна и Александра Цоя было не так много времени, на интервью. Удалось с ним побеседовать ещё до начала репетиции.

Многие воронежские поклонники «Кино» до сих пор вспоминают два концерта группы в мае 1988 года в ДК «Электроника». Правда, Юрий Каспарян признался, что он гастроли группы в Воронеже не помнит.

Юрий Каспарян (слева), Александр Цой (в центре) и Игорь Вдовин / Игорь Филонов

- На тот момент у нас было очень много концертов, - пояснил Каспарян.

- В 1988 году в истории группы «Кино» был период, когда вам запрещали некоторое время выступать в Москве. С этого момента прошло более 30 лет, но в нашей стране до сих пор периодически запрещают и срывают концерты некоторых групп и рэперов. На ваш взгляд, похожи эти ситуации, и почему спустя десятилетия мало что поменялось в отношении политиков к музыкантам?

- Да, в то время было много каких-то нелепых историй. Я помню, мы играли в «Метелице» в Москве, а тогда уже все можно [перестройка началась], и вдруг нам выключают аппаратуру. Ещё на каком-то концерте нам говорили уйти со сцены. Из этого всего получается скандал, пиар, из нас создаются героические образы музыкантов. Кому это было нужно? Полнейшая бредятина. Я не знаю, почему сейчас каким-то музыкантам не дают выступать, почему идёт реакция на них. Может, угрозу какую в них видят, не знаю.

- Фильм Кирилла Серебренникова «Лето» о рок-тусовке 80-х и появлении группы «Кино», вышедший в прошлом году, до сих пор активно обсуждается. Какие у вас от него впечатления?

- Я не смог его до конца досмотреть. Меня всё в нем смутило, с точки зрения участника событий. А с точки зрения музыкальных вставок фильм хороший. Но в целом мне было тяжело смотреть, и я не стал себя мучить.

Александр Цой рассказал, что смотрел даже ещё не готовую версию фильма «Лето», чтобы дать добро на использование образов.

Александр Цой / Фото Игоря Филонова

- Мне скорее понравилось, - сказал Александр. – Я не был участником этих событий, так что в качестве фантазийной версии происходящего он меня порадовал. Довольно милый и трогательный. Просто не нужно воспринимать его как что-то исторически верное. Это просто фантазия на тему, и довольно прикольно сделанная.

О том, с кем сейчас Юрий Каспарян общается из рок-тусовки 80-х, в каких отношениях он с бывшей супругой американкой Джоаной Стингрей, а также, как Александр Цой работает над сохранением наследия отца, читайте в ближайшем номере газеты «МОЁ!», которая выйдет во вторник 19 февраля) и в цифровой версии газеты «МОЁ! Плюс» (будет доступна также 19 февраля).

СЕГОДНЯ

ВЧЕРА