В Воронеже открылась бесплатная выставка скульптур «русского Родена»
Экспозицию бесплатно можно посмотреть в Выставочном зале на улице Кирова до 30 июня
В выставочную программу Платоновского фестиваля вошла экспозиция «Великий Эрьзя». Около сорока произведений известного советского скульптора привезли в Воронеж из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Экспозиция открылась 2 июня в Выставочном зале по адресу: ул. Кирова, 8.
– Скульптура редко бывает представлена на Платоновском фестивале, хотя это один из самых прекрасных видов изобразительного искусства, – сказал на открытии выставки художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков. – Не так легко организовать выставку скульптур. Я счастлив, что в этом году нам удалось сделать выставку «Великий Эрьзя». Он действительно великий мастер, современник Андрея Платонова. Совершенно с другой судьбой, но в своей пластике созвучный внутреннему пластичному ритму Платонова – узловатому, натянутому как струны, завихряющемуся.
Степан Эрьзя – знаковая фигура в искусстве скульптуры. Художник родился в 1876 году в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии, его родителями были крестьяне. Его настоящая фамилия Нефёдов, скульптор взял псевдоним Эрьзя, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к этнической группе эрьзя в составе мордовского народа.
Церковно-приходская школа села Алтышево, работа в артелях иконописцев Алатыря и Казани, учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества стали первыми вехами на пути художественного образования будущего мастера. В 1907 году Эрьзя уехал в Италию, чтобы продолжать учиться искусству скульптуры. Годы, проведенные в Италии, а позднее – во Франции, стали ранним периодом творчества, отмеченным серьезными пластическими и психологическими поисками и тематическим многообразием.
Первый международный успех к Степану Эрьзя пришёл в 1909 году. На Международной выставке в Венеции его скульптура «Последняя ночь осужденного перед казнью» заняла первое место. На эту работу скульптора вдохновило посещение Бутырской тюрьмы в Москве, где ещё в годы учёбы Эрьзя подрабатывал, фотографируя осуждённых революционеров. Работа скульптора произвела такое впечатление, что автора прозвали «русским Роденом» и «деревенским Микеланджело».
В 1914 году Степан Эрьзя вернулся в Россию. После Октябрьской революции 1917 года он работал в Екатеринбурге, Новороссийске, Батуми и Баку, создавая памятники человеку труда и борцам революции, портреты деятелей литературы и искусства из мрамора, дерева и цемента, занимался педагогической деятельностью.
В 1926 году Степан Эрьзя, действительный член «Общества русских скульпторов», по командировке Наркомпроса поехал с выставкой своих работ во Францию. Оттуда он уехал в командировку в Аргентину. В этой стране Степана Эрьзю привлекли для работы южноамериканские породы деревьев кебрачо и альгарробо. Интересно, что он был единственным скульптором, кто работал с этим деревом, потому что оно невероятно прочное и твёрдое, его даже сравнивают с железом. Кебрачо и альгарробо – довольно тяжёлые породы дерева. Так, самая большая скульптура «Обнажённая фигура», которая представлена на выставке «Великий Эрьзя», весит около 300 килограммов.
Степан Эрьзя не планировал задерживаться в Аргентине надолго, но в 1930 году в стране произошёл военный переворот. Скульптор не мог уехать из страны, бросив свои произведения, которые он обещал доставить на родину. В итоге Эрьзя прожил в Аргентине до 1950 года. Всё это время он продолжал работать. В этот период Эрьзясоздавал исторические портреты, мифологические образы, произведения, раскрывающие внутренний мир человека («Психологическая сюита»), образы людей родного края.
– Степан Эрьзя почти четверть века прожил на чужой земле, которая так и не стала его родиной, — рассказала Надежда Белова, главный хранитель Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. – Он всегда говорил, что родина кебрачо – Аргентина, моя – Россия. Таким образом, его полное наследие, которое он сумел сохранить, не растеряв и не распродав, Эрьзя привез на родную землю. Когда он возвращался из Аргентины, был зафрахтован целый пароход, на котором Степан Дмитриевич был единственным пассажиром со своими детьми, как он называл свои произведения. Детей и семьи у него не было. Когда Степану Эрьзе предлагали баснословные суммы за его произведения, он всегда говорил: «Это мои дети, кто же продает своих детей». Таким образом он привёз на родину своё полное наследие и передал его в дар советскому народу.
В 1954 году в Москве была организована персональная выставка Степана Эрьзи, имевшая огромный успех у зрителей. После смерти художника в 1960 году по его устному завещанию его скульптуры были переданы на малую родинуЭрьзи, где открылся музей его имени. В Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи хранится более двухсот произведений скульптора и образцы дерева кебрачо, которое Эрьзя привёз с собой для работы. Также произведения скульптора хранятся в Русском музее, в Третьяковской галерее, в частных коллекциях в Аргентине, Франции, Италии.
Надежда Белова рассказала, что при формировании выставки, сотрудники музея постарались так подобрать произведения, чтобы максимально полно раскрыть творчество Степана Эрьзи. В экспозиции есть и психологические работы, и исторические, и большая галерея женских образов.
– Не сразу, может быть,Эрьзяоткрывается зрителю, его произведения лучше даже смотреть несколько раз, — считает Надежда Белова. – Он очень глубоко философичен и психологичен. Ещё в начале 1900-х годов он получил первое признание. За рубежом его, тогда молодого скульптора из России, назвали «русским Роденом и Микеланджело» не потому, что он может копировать произведения великих мастеров, а потому что он может видеть в материале пластику, форму, может оживить любой материал – дерево, мрамор, железо, бетон. С деревом не так много скульпторов работает, потому что это очень коварный материал, не каждый может найти к нему подход. А Степану Эрьзе удавалось в дереве передать каждый оттенок, нюанс и интонацию в любом сюжете, за который он брался.
Выставка «Великий Эрьзя» в Выставочном зале на Кирова, 8 будет работать до 30 июня. Время работы в дни Платоновского фестиваля ежедневно с 10.00 до 19.00, с 17 июня – по графику работы выставочного зала. Вход свободный.
Читать все комментарии