На проспекте Революции в Воронеже откроется музей самоваров
О своей удивительной коллекции рассказал воронежский реставратор Анатолий Бородецкий
Суббота, 15 мая, 19:00. В квартире-музее Марии Мордасовой смолкают частушки, и из одной комнаты зрители плавно перемещаются во вторую. В её центре стол с белой скатертью, а на нём крохотная часть коллекции самоваров Анатолия Петровича Бородецкого.
Всего их у мастера-реставратора 500 штук. Все дореволюционные, ни одного советского. Самому старому – 300 лет.
– Не взял я его сюда сегодня, а надо было, – вздыхает коллекционер.
Причудливые, необычные и очень красивые, самовары сияют, как новенькие. Но достаются они Анатолию Петровичу совсем не в таком виде. Вот фото на телефоне – гнутый, чёрный, дырявый самовар. Невозможно поверить, что из такого можно сделать настоящее произведение искусства, подобное тем, что сейчас перед глазами. Но Анатолий Петрович делает: латает оловом дыры, выравнивает смятые бока, чистит от коррозии, шлифует и – пожалуйста, любуйтесь!
Даже сейчас полюбоваться есть чем. Вот самовары-крошки.
Первый называется «Эгоист». Им, рассказывает Анатолий Петрович, пользовались в окопах во время Первой мировой офицеры. В крохотном самоварчике всего стакан воды. Вскипятил, чаю попил, в котомку сложил – удобно и быстро.
Второй самовар – «Тет-а-тет». В нём уже пол-литра воды или больше – хватит на двоих.
Ещё один маленький самоварчик на столе. Он называется «Походный». У него не кран, а носик, эдакий самовар-чайничек.
Анатолий Петрович перечисляет самовары по их форме. Повторяю несколько раз, как в детстве перед экзаменом. «Пятёрка тебе!» – говорит Бородецкий. Уверена, что и сейчас не ошибусь. Вот это «кувшин» и «ваза».
Это «арбуз», «яйцо» и «ампир».
Это – «рюмка». «Большой какой!» – говорит кто-то.
– Большой? Да что вы! – смеётся Анатолий Петрович. – Большой дома, его еле поднимешь, 50 килограммов весит.
А вот и вовсе не самовар. Это фонтан, английское изобретение. Данный экземпляр приехал из Лондона.
– Здесь другая система, – объясняет Анатолий Петрович. – В нём внутри труба, как у самовара, в неё клали горячую гирю, и она грела жидкость. Наливали вино и получали глинтвейн. Можно было греть хоть воду, хоть молоко. А если нужен был холодный напиток – в трубу сыпали лёд.
Вот эта красотка тоже не самовар, это бульотка.
Спрашиваю, откуда такое название, не имеет ли оно чего-либо общего с бульоном. Не имеет: «бульотка» в переводе с французского – «грелка». У бульотки нет внутреннего очага, вода в ней нагревается при помощи спиртовки, расположенной внизу.
А вот это неопознанный самовар. Анатолий Петрович пока не может с уверенностью сказать, какие мастера его сделали. Но экземпляр знатный.
Анатолий Бородецкий ещё и автор. Музею Марии Мордасовой он дарит свою книгу про самовары.
Спрашиваю, все ли самовары в ней представлены. «Треть! – отвечает коллекционер. – У меня вся мансарда ими заставлена и гараж. Мне голландцы, когда смотреть приезжали, сказали, что музей самоваров в Туле – это мой филиал! А венгерских студентов в Воронеже две вещи потрясли – венгерское кладбище и мои самовары».
И я вполне понимаю венгерских студентов. Мы видели 15 самоваров, а они – 500. Ну или чуть меньше на тот момент.
– Где же остальные посмотреть можно? – задают один и тот же вопрос все стоящие вокруг стола.
– Через месяц приходите на проспект Революции, дом 22, – говорит Анатолий Петрович. – Это филиал краеведческого музея. Сейчас там идёт ремонт, как закончится – будет музей самоваров, я их дарю городу. Правда, все 500 там не поместятся, но штук 150 точно размещу.
Кстати, сам мастер пьёт чай из электрического чайника. Говорит, времени мало, некогда с самоваром церемониться.
В 20 часов народ расходится, и Анатолий Петрович начинает упаковывать свои диковинки. Заворачивает в полотенца, старые платья, футболки и бережно раскладывает по пакетам. Самое главное – не потерять детали, крышки, например.
Очень хочется подержать раритет в руках, и я предлагаю помощь – донести до машины хотя бы один сверкающий экземпляр.
– Только на лестнице не споткнитесь! – предупреждает Анатолий Петрович.
Я иду очень осторожно, как будто несу хрустальную вазу. На самом деле я несу «кувшин». Или «бульотку». Но точно не «рюмку»: её бы я не подняла.
Читать все комментарии