Рэп от Александра Пушкина, или Почему «Пророк» — фильм о рядовом поэте, а не о гении
Режиссёр хотел взглянуть на писателя как на обычного человека
14 февраля вышел в прокат фильм «Пророк. История Александра Пушкина» (12+). Несложно догадаться, что картина была посвящена жизни великого поэта, однако показывала не подробную биографию писателя, а ключевые моменты его жизни. Корреспондент «МОЁ!» посетил киносеанс и готов поделиться впечатлениями.
Внезапный подростковый рэп
В самом начале зрителю показывают жизнь Александра Пушкина (Юрий Борисов) в Царскосельском лицее. Начинающий поэт спешит на дуэль, превращающуюся, впрочем, в обычную потасовку, которую замечает сотрудник лицея. Позже подростка публично отчитывают, и в этот момент начинается странное — Александр Пушкин зачитывает рэп.
Нет, я видела, что один из указанных жанров фильма — мюзикл, но ждала всё же песен, так что внезапный речитатив, мягко говоря, удивил. Не могу судить о реакции всего зала, но зрители, сидевшие возле меня, разделяли возникшее чувство нелепости происходящего.
Позже выяснилось, что неудавшаяся дуэль и крутой рэп — это всё, что создатели фильма хотели сказать об учёбе поэта в Царскосельском лицее. Да, музыкальная вставка показывает бунтарский характер Александра Пушкина, но как-то совсем уж незначительно, на мой взгляд, раскрывает его отношения с друзьями — Иваном Пущиным (Илья Виногорский) и Константином Данзасом (Роман Васильев).
10 минут Санкт-Петербурга

На светском приёме у княгини Авдотьи Голицыной (Светлана Ходченкова) в Санкт-Петербурге, на котором наш поэт выглядит как бедный родственник и снова радует всех присутствующих внезапным рэпом, он получает одобрение светского общества.

После снова начинается музыкальная вакханалия, воспевающая молодость и бурную ночную жизнь Петербурга, но, слава богу, более мелодичная и недолгая — Пушкина решают отправить в ссылку.
Обманутый муж и ссылка в Михайловское
Сначала поэта ссылают «на Юг» — поработать в окрестных сёлах, но непокорный характер поэта и здесь даёт о себе знать. Александр Сергеевич начинает роман с графиней Елизаветой Воронцовой (Анна Чиповская), который также не обошёлся без песен, но завершился печально — обманутый муж не вынес оскорбления, и поэта сослали в Михайловское.

Несмотря на то что по времени пребывание поэта в селе показано чуть дольше остальных важных вех жизни Пушкина, этому периоду решили уделить больше внимания. Холодная, отчуждённая цветовая гамма (впрочем, визуальная составляющая хороша на протяжении всего фильма), небрежный внешний вид из-за выпивки и в прямом смысле потоки вдохновения. Творчество поэта показали едва ли не как отдельный клип, в котором писательский дар сравнивается с бурными морскими волнами, с головой захлёстывающими писателя. Этот момент получился очень красивым, но совершенно не запоминающимся в музыкальном плане.
Триумф и смертельная дуэль
После восстания декабристов у Пущина нашли произведение «Борис Годунов», так что поэта вызвали побеседовать с императором Николаем I. Беседу показали как своеобразный музыкальный диалог. Примерно к этому моменту к внезапным песням привыкаешь, так что они практически не раздражают. Более того — музыкальные вставки позволяют за несколько минут объяснить то, что заняло бы очень много времени, если бы строилось в формате обычного разговора.
Позже создатели фильма повторят этот приём — во время визита поэта к Александру Бенкендорфу (Сергей Гилёв). Но если музыкальный диалог с императором был представлен как беседа людей, стремящихся найти компромисс, то с графом это была словесная баталия. Это один из немногих запоминающихся моментов фильма — всё, что будет после, по-своему интересно и своеобразно, но от постоянных песен, танцев и ярких кадров довольно быстро устаёшь, так что остальное воспринимается уже не так ярко.

Александр Пушкин счастлив — он добился успеха и признания, богат, а вскоре встретил и свою любовь, Наталью Гончарову (Алёна Долголенко). Мне очень понравилось взаимодействие актёров — начиная со сцены знакомства писателя с будущей женой, которая не узнала великого поэта, и до последних дней семейной их жизни, омрачённой сплетнями и пересудами общества.
Именно любовь и стала причиной гибели Александра Пушкина на дуэли с Жоржем Дантесом (Флориан Дебиендра). Драматичный момент был показан совсем не музыкальным и оттого чуть более резким и не таким стремительным по сравнению с другими сценами фильма. Понравилась и игра Романа Васильева (Константин Данзас) — как военный он довольно быстро понял, что друг получил тяжёлую рану, и это отражается в мимике и эмоциях актёра.
Впечатления от фильма
Главное — привыкнуть к внезапному рэпу в самом начале. Все, конечно, помнят, что Александр Сергеевич — правнук африканца Абрама Петровича Ганнибала, так что рэп и тяга к перестрелкам (дуэлям) смотрятся ещё более забавно. Если бы поэта по ходу фильма заставили украсть ведёрко острых крылышек из фаст-фуда, я бы даже не удивилась, серьёзно — тогда в картине собрали бы все нелепые стереотипы о темнокожих.
Композиции со временем становятся более мелодичными и даже начинают нравиться. Также очень понравился подбор актёров — удивительно, но это не набивший оскомину каст! Кажется, создатели фильмов поняли, что можно снимать совершенно разных актёров, а не переводить одних и тех же из фильма в фильм. Отдельное спасибо за Сергея Гилёва в роли Бенкендорфа — очень люблю этого актёра.
Что же касается Юры Борисова, которого в последнее время не похвалил только ленивый, — он классный, но как Пушкин-человек. Все эмоции — гнев, отчаяние, ревность и другие — удались ему прекрасно. Но в том, что касается вдохновения, творческих терзаний — мне он показался слишком «тяжёлым», для воплощения этих переживаний на экране.
Возможно, всё дело в решении режиссёра. В интервью для ТАСС Феликс Умаров рассказал, что не хотел показывать поэта гением:
— Я говорил Юре, что нам необходимо отказаться от идеи, что Пушкин — гений. Как только мы приходим к представлению о гениальности Пушкина, мы теряем Пушкина-человека. Я ставил перед собой гиперзадачу: суметь познакомить аудиторию не с гигантским колоссом русской литературы, а с Пушкиным как с человеком, — поделился режиссёр.
Видимо, это стремление было очень сильным. Во всей этой музыкально-визуальной шумихе видится история простого человека, а не гениального литератора. В итоге мы получаем картину, посвящённую просто одному из поэтов — сколько бы их ни было. Александр Пушкин в литературе и истории стоит всё же выше обычных писателей.
Сам фильм практически не оставляет ярких впечатлений. Во время просмотра — да, интересно смотреть, происходящим на экране можно наслаждаться (картина очень красиво снята), но стоит только выйти из кинотеатра, как спустя 10 минут все песни, диалоги и визуальные решения начисто исчезают из памяти. Это обычный проходной фильм, чтобы приятно провести вечер, но не более того.
Порядок-
-
-
Стиль-
-
-