От Скорсезе до Ридли Скотта. Четыре шедевральных фильма о мафии
Картины, которые вошли в историю жанра криминальной драмы
В предыдущем материале о гангстерском кино мы вспоминали голливудские картины, благодаря которым жанр мафиозных саг обрёл свои современные очертания. Это вошедшие в золотой фонд «Крёстный отец» (18+), «Лицо со шрамом» (18+), «Однажды в Америке» (18+), «Неприкасаемые» (18+). А что же было дальше?
В девяностые годы, когда организованная преступность окончательно вошла в жизнь нашего общества, фильмы о мафии начали обрастать традициями и штампами. Их производство было поставлено на поток: «Славные парни» (18+), «Казино» (18+), «Перекрёсток Миллера» (16+), «Путь Карлито» (18+), «Донни Браско» (18+)... Зрителям было из чего выбрать задолго до появления на телеэкранах популярнейшего «Клана Сопрано» (18+). Мы обязательно поговорим и об отечественных кинолентах, и о сериалах на эту тему, получивших огромную популярность, но сначала разберемся с голливудским кино, ведь, согласитесь, ярких картин за последние 35 лет снято предостаточно!
«Славные парни» (1990)
Реж. Мартин Скорсезе (18+)

Удивительно, что во многих рейтингах лучших гангстерских фильмов всех времён за первое место с «Крёстным отцом» соперничает именно эта лента. Мартин Скорсезе сегодня считается классиком жанра, хотя многие его картины посвящены другой тематике. И пусть свою первую ленту о «плохих парнях» — «Злые улицы» (16+) — режиссёр снял еще в 1973-м, именно «Славные парни» закрепили за ним эту репутацию. В конце концов Скорсезе вырос в «Маленькой Италии» Нью-Йорка и с детства знал все типажи, появившиеся позже в его фильмах.

Репортёр Николас Пиледжи вытянул множество историй из бывшего нью-йоркского гангстера Генри Хилла. Сицилиец по матери, Хилл начинал как разносчик пиццы и чистильщик ботинок мафиози. Позже расторопного подростка приняли в мафиозную «семью» Луккезе. Хилл не стал «крёстным отцом», но на криминальной сцене Нью-Йорка был заметной фигурой. Он усердно работал на пожизненное заключение или смертный приговор, но вовремя начал сотрудничать с ФБР. Сдал более 50 коллег, включая Пола Варио, чья рекомендация дала пропуск Хиллу в мафиозный мир.
На главную роль выбрали Рэя Лиотту. Хотя изначально планировался Том Круз! (Разве можно представить его в этой роли?). Более того, на роль жены закоренелого гангстера навязывали Мадонну, которая, несмотря на итальянское происхождение, вряд ли справилась бы с такой задачей.
При первом просмотре у меня вызвал вопросы персонаж Джо Пеши — абсолютно недостоверный. Маниакальный психопат, способный в состоянии аффекта убить кого угодно. Как выяснилось позже, прототип героя Пеши Томас Десимоне был столь же неадекватен и, утратив контроль над собой, совершил практически все показанные в фильме убийства.
Сильная сторона картины — полное отсутствие романтизации мафиози, чем грешили создатели предыдущих саг.
Жаль только, что, несмотря на очевидный талант и главную роль в столь культовом фильме, Рэй Лиотта так и не стал звездой первой величины. Даже его безвременная смерть в 2022-м, как мне кажется, не возродила интереса к этому недооцененному актёру.
«Отступники» (2006)
Реж. Мартин Скорсезе (18+)
И вновь Скорсезе. И вновь основано на реальных событиях. Прототип героя Николсона, босс мафии Уайти Балджер, был арестован лишь через 5 лет после выхода картины и в какой-то момент занимал второе место после Усамы бен Ладена по размеру вознаграждения, объявленного за его голову. Реален и агент под прикрытием, но в остальном Скорсезе не стремился к исторической достоверности (тем более что события были свежими), а сосредоточился на психологической грани между преступниками и полицейскими.
История двух молодых «кротов» в противоположных лагерях удалась на славу — не только в плане кассовых сборов (291 миллион долларов — неплохой результат) и наград (первый «Оскар» за режиссуру в многолетней карьере Скорсезе). Как хороши актерские работы! Ладно, Николсон — циничный киноман может заметить, что он во всех ролях более-менее одинаков. Но кто в 2006-м мог ожидать такого от Леонардо Ди Каприо, считавшегося ещё недавно «пупсом»? Вы спросите: «А как же «Банды Нью-Йорка» (18+)?» Честно, там я ему почему-то не верил, а здесь верю.
И знаете, что по-настоящему забавно в этой жесткой истории? Тот самый злодей, прототип героя Николсона, за поимку которого давали 1 миллион долларов и который был осужден за 11 убийств, был среди прочего, как вы думаете, кем? Правильно, осведомителем ФБР.
Что же касается Скорсезе, то он ещё вернётся к нашей теме и спустя 15 лет подведет свой личный итог жанру, сняв ультимативный эпик «Ирландец». Но о нём позже, а пока вспомним, что происходило в афроамериканском Гарлеме 70-х.
«Американский гангстер» (2007)
Реж. Ридли Скотт (18+)
А в Гарлеме было нескучно, и другой крупный режиссёр, Ридли Скотт, мастерски передал атмосферу тогдашнего наркотического беспредела в своей картине, побившей рекорды сборов. Если до нашего зрителя не дошли криминальные «блэксплотейшн» — фильмы 70-х о чернокожих полицейских и преступниках, то этот фильм восполнил пробел.
И вновь перед нами реальная история — противостояние короля гарлемской наркоторговли Фрэнка Лукаса и честного полицейского Ричи Робертса, который однажды сдал найденный в багажнике миллион долларов! Схема «харизматичный коп против харизматичного преступника» сама по себе не нова (вспомним «Схватку» Майкла Манна). Но в отличие от боевика события здесь разворачиваются постепенно, со всеми этапами становления босса мафии (создавшего «семью» из переехавших в Нью-Йорк чернокожих родственников).
Дензел Вашингтон настолько хорош и благодаря своей положительной внешности нетипичен в роли главаря местных наркодилеров, что даже настоящий спецагент Ричи Робертс (которого сыграл Рассел Кроу) возмущался — уж очень благороден этот злодей. Отсидевшие к тому времени коррумпированные полицейские подали в суд за моральный ущерб. В целом Ридли Скотт снял почти сказку, имевшую мало общего с реальной историей, но чертовски полюбившуюся зрителю, во многом благодаря харизме чернокожего антигероя.
Вы скажете — повесточка, и я не буду спорить. Но посмотрите в честные глаза Дензела Вашингтона — как он мог сыграть иначе?
«Ирландец» (2019)
Реж. Мартин Скорсезе (16+)
Более логичного завершения эпохи гангстерских саг и придумать сложно. Режиссёр, признанный мастер жанра, и актёры, практически его символы — Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши — в трехчасовом фильме, практически «капустнике», на классическую тему со всеми традиционными элементами и поворотами. И пусть актёрам за 70 (Пачино — 79!), современные технологии способны вернуть былую молодость. Правда, эпизоды с юными героями в исполнении престарелых мэтров (а это почти весь фильм) превращаются в подобие шоу Музея восковых фигур, где виртуозная мимика уступает место застывшим гримасса, а черты Де Ниро начинают напоминать черты Ди Каприо (наверняка на радость Скорсезе, почти объединившему двух любимых актёров в одного персонажа).
Других причин, кроме как устроить бенефис титанов, я не вижу. Заставив дедушек играть молодых, столь же пожилой режиссёр, по сути, пожертвовал фильмом, ещё и растянув его до невозможности.
Гангстерские эпики никогда не отличались краткостью, но согласитесь в отличие от берущего за душу «Однажды в Америке» три с лишним часа «Ирландца» — это явный перебор, даже если речь о таких значимых явлениях, как роль мафии в президентстве Джона Кеннеди. На этом бы остановиться, но, как и их герои-мафиози, актёры не умеют уходить вовремя. Уже в этом, 2025-м году Де Ниро вновь сыграл гангстера (точнее, двух злейших врагов) в провалившейся с треском картине «Рыцари Альто» (18+).
Это навело меня на мысль, что лучше в десятый раз пересмотреть классику, а в гангстерском кино — ждать новых героев. Ведь как бы ни менялась жизнь, мафия бессмертна.
🚀 Через неделю вспомним фильмы о космических пришельцах




