Как создавали знаменитую скульптуру воронежского Бима?
Памятник Белому Биму знаком каждому воронежцу, его без преувеличения можно назвать одним из символов города. Но немногие знают, насколько интересна история создания этой уникальной скульптуры.
Вот уже больше 17 лет Белый Бим терпеливо выдерживает пристальное внимание к своей персоне. То и дело к нему подбегают дети, гладят маленькими ладошками, обнимают и целуют прямо в морду. Взрослые люди тоже редко пройдут мимо — кто погладит, кто за ухо потреплет. Потому-то бронзовое ухо собаки, которое по задумке авторов скульптуры должно было со временем почернеть, блестит от постоянных поглаживаний.
Памятник Биму на проспекте Революции напротив театра кукол «Шут» появился в 1998 году. С тех пор он стал визитной карточкой Воронежа. Между тем история появления памятника этому литературному герою долгая и непростая.
Как Люта стала Бимом
После того как в 1984 году построили новое здание театра кукол «Шут», его архитектор Николай Топоев предложил скульпторам Ивану Дикунову и Эльзе Пак, которые изготовили украшающие здание театра скульптуры, сделать памятник Белому Биму.
Супруги взялись за работу. Но для начала нужно было найти подходящую модель — собаку породы сеттер. В книге Троепольского Бим относился к шотландским сеттерам. Но в Воронеже в середине 80-х было совсем немного представителей этой породы. В результате Дикуновы нашли модель. Правда, роль Бима исполнил не шотландский, а ирландский сеттер — собака по кличке Люта. Она принадлежала студенту Воронежского инженерно-строительного института (ныне архитектурно-строительный университет) Михаилу Викторову. Сейчас Михаил является доцентом кафедры дизайна в родном вузе.
— Это было в 1985 году, — рассказывает Михаил Викторов. — Я не был знаком лично с Дикуновыми. Они обратились ко мне через знакомых с просьбой использовать Люту — ей тогда было 2 года — в качестве модели для будущей скульптуры Бима.
Неусидчивая модель
Своего Бима Эльза Николаевна задумала сделать сидящим — будто он терпеливо ждёт хозяина. Однако охотничья порода Люты брала своё — как вспоминает Эльза Пак, которая лепила фигуру Бима из глины, собака носилась по всей мастерской и лишь иногда присаживалась. Тем не менее мастеру удалось уловить все нюансы «фигуры» (экстерьера) сеттера.
Михаил Викторов со своим сеттером Лютой, которая и стала моделью для одного из лучших памятников Воронежа (фото середины 80-х годов)
К слову, хозяин Люты Михаил заядлым охотником не был. Но время от времени договаривался с охотниками и ходил на охоту со своей собакой. В лесу она чувствовала себя как рыба в воде и с удовольствием приносила подстреленных уток.
Хозяин рассказывает, что Люта была доброй и слишком доверчивой. В 1991 году её украли...
Будущий памятник Троепольскому понравился
Пока скульпторы работали над Бимом, Гавриил Троепольский не раз приходил в мастерскую. 80-летний писатель приезжал в мастерскую на собственных «Жигулях» и долго осматривал фигуру собаки со всех сторон.
— «Признаюсь честно, приехал вас раскритиковать, а у вас получилось исключительно! Даже не упустили из виду кичку (выпуклая косточка на черепе у собаки)», — говорил нам писатель, — рассказывает Иван Павлович Дикунов. — Был он очень доволен. И конечно, хотел увидеть, как Бима устанавливают.
Когда фигура собаки из глины была уже готова, её нужно было отлить из нержавеющей стали. Чтобы сделать это, Иван Павлович Дикунов договорился с авиационным заводом. Но из-за сложного перестроечного времени проект заморозился.
— Мне было неудобно смотреть Троепольскому в глаза, когда мы встречались, — рассказывает скульптор. — Но я дал ему слово: «Гавриил Николаевич, отольём обязательно». К сожалению, он не дождался, умер… (Гавриила Троепольского не стало в 1995 году. — «Ё!».)
На открытии памятника Биму 5 сентября 1998 года присутствовали скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак (слева), архитектор Николай Топоев (в центре с дочкой)
«Прекрасный и бесконечно грустный»
Дикуновы слово сдержали: договорились с небольшой литейной мастерской в Пензе, за свои деньги отлили скульптуру Бима, привезли в Воронеж.
— Место для памятника я сам выбирал: чтобы не очень близко к театру, но и не на тротуаре, а где-то посредине, — объясняет Иван Дикунов. — Чтобы чувствовалась принадлежность Бима к литературе, театру и в то же время он был бы среди людей. Сидит ждёт своего хозяина, выискивает его глазами.
Торжественное открытие памятника состоялось 5 сентября 1998 года в День города. Но о мероприятии мало кто знал. Там присутствовали только дочери Троепольского, краеведы, скульпторы и люди, знавшие Гавриила Николаевича.
Ну что ж, зато сейчас о памятнике Белому Биму знают далеко за пределами Воронежа. Вот какие отзывы оставляют в Интернете гости из Москвы, Ярославля, Твери, Омска:
«Выглядит как живой, милый до слёз».
«Нет вернее друга, чем собака, ждущая вас дома. Это мой любимый памятник, прекрасный и бесконечно грустный...»
«Очень милый пёс — в центре города, недалеко от пешеходной улицы. Замечательно, что в большом городе есть такие душевные скульптуры!»
«Красиво. Грустный и одинокий памятник. Таким и должен быть...»
В одном из ближайших номеров мы расскажем о том, как создавались другие интересные работы воронежских скульпторов Ивана Дикунова и Эльзы Пак.
Как МОЁшники лечили Бима
На Бима, вернее, на его бронзовое ухо весом около 2 кг в начале 2003 года было совершено покушение.
— Ухо пытались отрезать, — рассказывает Иван Дикунов. — Детали крепления были поломаны. И мы сняли ухо на реставрацию. А через день голова Бима оказалось перебинтована… Вот так трогательно относятся воронежцы к памятнику Биму.
Иван Павлович, видимо, не знал, что акцию по оказанию помощи Биму провели в апреле 2003 года корреспондент «МОЁ!» Антон Валагин и фотограф Владимир Лавров. А вскоре ухо вернулось к своему стальному хозяину.