Танцы с землёй и сеном: в Воронеже показали спектакль по картинам Ван Гога
Казанский театр юного зрителя представил на Платоновском фестивале постановку «Из глубины»
Медитативный пластический спектакль «Из глубины. Художник Винсент Ван Гог» представил в Воронеже казанский ТЮЗ 8 и 9 июня. Постановка вошла в программу «Актуальное искусство» Платоновского фестиваля. Спектакль основан на картинах раннего периода творчества голландского художника Винсента Ван Гога и на его переписке с братом Тео с 1882 по 1885 год. При этом на сцене актеры не произносят ни одного слова, а в декорациях нет картин живописца. Поиск Ван Гога как художника режиссер Туфан Имамутдинов показывает через японский танец буто, музыку, пластику и природные материалы — землю, сено и дерево. Премьера спектакля состоялась 30 марта 2016 года — в день рождения Ван Гога. Постановка участвовала в фестивале «Золотая маска» в четырех номинациях
Специально для спектакля композитор Эльмир Низамов написал музыку, на которую наложены цитаты из писем Ван Гога в исполнении хора. Режиссер говорит, что его поразила поэзия языка, с которой Винсент описывал цвет. Эти цитаты в исполнении хора звучат как церковное песнопение или тихая молитва. И все это удивительным образом переплетается с биографией Ван Гога. Он с 1882 года по 1885-й жил в голландской провинции Дренте, служил пастором. Кстати, и во многих работах художника есть религиозный подтекст. Например, практически на протяжении всего творчества Ван Гога интересовал образ сеятеля.
В Голландии Ван Гог жил среди «людей земли» — шахтеров, рабочих, крестьян. Их он и начинал изображать в своих работах. Картины раннего периода творчества художника темные и мрачные, а самая яркая его работа того периода — «Едоки картофеля».
— Идея спектакля по раннему творчеству Ван Гога у меня возникла пять лет назад, когда я прочитал его письма, — рассказывает режиссер Туфан Имматуднинов. — Но поставить его удалось только в прошлом году, когда я стал художественным руководителем ТЮЗа. В раннем творчестве Ван Гога меня заинтересовал его внутренний поиск, когда он не знал, будет ли он художником. Сейчас сам поиск атрофировался: штампуется то, что есть. А важно, когда человек ищет через свой внутренний мир, а не через внешнее. Я хотел понять, из каких глубин произрастает тот сумасшедший цвет и энергия, которые появились в позднем творчестве Ван Гога. И меня удивило, что он как раз прорастает из глубины, из темноты.
Ван Гог увлекался японским искусством гравюры, копировал японских мастеров. Именно поэтому для спектакля было выбрано направление современной японской хореографии буто, которое созвучно философии познания «тёмной» стороны души — частой темы у Ван Гога.
— Буто — сюрреалистический танец, в нем медленные движения, он требует от зрителя совсем иного восприятия, — говорит хореограф Анна Гарафеева. — Сначала по работам раннего периода Ван Гога мы делали танцевальные эскизы, которые потом стали постановкой. У нас была идея не воспроизвести картины художника, а сделать свое сочинение, вдохновившись теми работами Ван Гога, которые мы взяли.
Спектакль идет всего час. Актеры с помощью своей пластики погружают зрителя в какое-то шаманское действо. В буто нет резких прыжков, подскоков, акцент в нем сделан на теле как таковом. Искажённая пластика, движения, будто бы распадающиеся в пространстве, сосредоточенность актеров на внутреннем созерцании передают настроение писем Ван Гога. Художник очень трудно и тяжело шел к тому, чтобы окончательно посвятить себя живописи. Кроме брата Тео никто его в этом решении не поддерживал, брат также помогал ему материально, Ван Гог жил в бедности, часто голодал, потому что все свои деньги тратил на краски и холсты.
Передать атмосферу картин Винсента Ван Гога актерам помогали природные материалы. Танцы с землей, сеном, ветками выглядели необычно и красиво. Режиссер говорит, что все творчество художника связано с природой, поэтому никаких урбанистических элементов быть не должно. Спектакль начинается с танца с землей. Во время работы над постановкой долго искали, что это будет за материал — настоящая ли земля, или покрашенные опилки. В итоге оставили землю, которую, кстати, на гастроли артисты возят с собой.
— Для меня и для других актеров принципиально, чтобы мы выступали с теми же самыми палками, с которыми спектакль выпускали, — говорит актер Павел Густов. — Если палка будет другая, для меня это катастрофа, возможно, я даже не выйду на сцену. Мы с этими материалами уже сроднились.
Режиссер Туфан Имамутдинов говорит, что зрители по-разному воспринимают спектакль, поэтому перед показом он немного рассказывает о жизни голландского живописца и танце буто. Если люди не знакомы с творчеством Ван Гога, не привыкли к «медленному» действу, им сложно погрузиться в происходящее на сцене. На втором показе спектакля из зала вышло около десяти человек. Большая часть зала смотрела за движениями актеров, затаив дыхание. Завершилась постановка танцевальной ассоциацией с картиной «Едоки картофеля», после которой у художника начался новый этап в живописи. Спектакль предлагает зрителям забыть о том, что его беспокоит, созерцать, отрешившись от всего, и, возможно, погрузиться не только в глубину раннего творчества Ван Гога и его непростого пути, но и в глубину своей души.
Читать все комментарии