В Воронеже надзорные органы расписались в бессилии решить проблему выдачи полисов ОСАГО
УФАС и Роспотребнадзор не хватает уровня полномочий и доказательной базы, чтобы привлечь к ответственности страховые компании, занимающиеся открытым шантажом
«ОСАГО. Конфликт автовладельцев и страховщиков. Причина и пути решения» — так назывался круглый стол, который прошёл сегодня, 3 июня, в пресс-центре «Интерфакса». Напомним, впервые о проблеме с искусственным дефицитом полисов ОСАГО, а также с незаконным навязыванием автомобилистам дополнительных платных страховых услуг мы написали ещё в ноябре прошлого года. В начале мая мы публиковали советы автоэксперта Николая Киселёва, как отстоять свои права при оформлении полиса ОСАГО и не попасться на уловки страховщиков.
Увы, проблема актуальна по сей день. По-прежнему автовладельцы не могут застраховать свои автомобили по законной цене, сталкиваясь с навязыванием страхования жизни, якобы отсутствием бланков, искусственными очередями и другими уловками страховых компаний.
В круглом столе приняли участие представители общественности, а также контролирующих и надзорных органов — УФАС и Роспотребнадзора. Увы, представители страховых компаний проигнорировали приглашение на круглый стол и без объяснения причин не явились на него (официальные приглашения были разосланы компаниям «МАКС», «Югория» и «Согласие»).
Не было на круглом столе и представителей Центрального банка РФ, который контролирует деятельность страховых компаний. Однако пресс-служба ЦБ РФ прислала письмо, общий смысл которого сводился к констатации факта, что «уклонение страховых компаний от заключения публичного договора является необоснованным и неправомерным», а также к совету автомобилистам фиксировать данные нарушения всеми законными способами (фото, аудио, видео и т. п.) и обращаться в Банк России, ФАС, Роспотребнадзор и в суд.
В Воронежской области более 120 юридических лиц, занимающихся автострахованием. Практически во всех в разное время в той или иной степени автовладельцы сталкивались с проблемами при оформлении ОСАГО. По мнению руководителя воронежского УФАС Владимира Рохмистрова, подобным образом страховые компании пытаются добиться увеличения ставок по ОСАГО. Всё это похоже на хорошо спланированный массовый шантаж страховщиков. Однако при этом, по словам Рохмистрова, антимонопольная служба во время своих проверок никаких согласованных действий у страховщиков так и не выявила. Антимонопольщики считают, что эта проблема лежит больше в плоскости закона об ОСАГО и закона о защите прав потребителей.
Однако и Роспотребнадзор, как оказалось, в данной ситуации помочь автомобилистам не может ничем. Специалист-эксперт отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Воронежской области Маргарита Рыкунова признала, что к ним в ведомство поступают жалобы на невыдачу полисов ОСАГО, однако посетовала, что в этих заявлениях отсутствует доказательная база. А во время проверок страховых компаний специалистами Роспотребнадзора оказывается, что полисы ОСАГО в наличии есть и никаких дополнительных услуг никому не навязывают.
Как ни парадоксально это прозвучит, но Маргарита Рыкунова посоветовала автомобилистам обращаться в Роспотребнадзор только после оформления договора ОСАГО с незаконно навязанными услугами, чтобы потом попытаться опротестовать их, вернуть деньги и привлечь страховую компанию к ответственности. Естественно, вряд ли кто-то из автолюбителей добровольно пойдёт на подобный шаг.
Таким образом, контролирующие и надзорные органы фактически расписались в бессилии решить проблему выдачи полисов ОСАГО. Все признают, что проблема существует, что автостраховщики нарушают закон и занимаются откровенным шантажом, но при этом ни у кого не хватает полномочий и доказательной базы, чтобы раз и навсегда сломать эту порочную систему. Владимир Рохмистров высказал робкие замечания, что эту проблему пытались решить на уровне областного правительства, и департамент экономического развития, дескать, писал несколько писем в разные инстанции. Однако эти письма переадресовывались по кругу.
Очевидно одно: государство как будто самоустранилось, оставив в этом конфликте автомобилистов один на один со страховщиками, которые диктуют свои условия. И нет гарантии, что через некоторое время после того, как коэффициенты ОСАГО вырастут на 30 — 40% (а соответствующие поправки в закон уже рассматриваются по инициативе Минфина и Минэкономразвития), страховщикам и этого не окажется мало и они не повторят свой шантаж. Тем более, к тому времени они уже будут знать, что эта система работает.
Удивительно, но в той же Москве проблем с оформлением ОСАГО не существует. Никакого «дефицита» полисов, никакого навязывания допуслуг и т. п. Многие воронежцы, отчаявшись продлить страховку в своём городе, едут за этим в столицу (особенно те, кто бывает в Москве по служебным делам, в гостях у родственников и т. д.).
Участники круглого стола высказывали разные мнения на этот счёт. Кто-то приводил комментарий руководителя одной из крупных страховых компаний, что в Москве не развита практика оспаривания заниженных страховых выплат по ОСАГО. А в регионах, наоборот, автоюристы отсуживают суммы, в несколько раз превышающие изначально начисленные. Поэтому страховщики в регионах несут убытки, которые и возмещают столь нестандартными способами.
Кто-то предположил, что из центральных офисов в регионы спускаются директивы решать проблему убытков любыми способами под страхом увольнения. Вот и выдумываются истории о дефиците полисов, навязывании страхования жизни и т. д.
Пожалуй, лучше всего на эту тему высказался Владимир Рохмистров:
— В Москве сидят президенты страховых компаний и руководство, которое в случае какого-либо скандала всегда можно вызвать на серьёзный разговор в соответствующие органы. Поэтому там лишние скандалы ни к чему.
А что думаете по поводу проблемы ОСАГО вы, любимые читатели? Сталкивались ли вы с проблемой дефицита полисов или навязывания дополнительных услуг? Как вы выходили из этой ситуации? Как эту проблему, на ваш взгляд, можно решить на уровне государства?
Читать все комментарии