Скандальная стройка в Воронеже: 18-этажку втиснули между заправкой и частным сектором
Как спорные моменты и пробелы в законодательстве помогли получить разрешение на строительство высотки рядом с частным сектором и автозаправкой
— Я каждый день подметаю свой огород от цементной пыли, — вздыхает владелица частного дома 101 по улице Хользунова Галина Крахина. — И эту же пыль смываю шлангом с растений. А скоро мы и соседи из 103-го дома, похоже, будем жить как в темнице…
Причина столь пессимистичного взгляда Галины Крахиной на будущее — в строящемся на улице Хользунова почти вплотную к частному сектору 18-этажном жилом комплексе «Чайка». Строительство этого дома на месте бывшей автостоянки уже наделало много шума. Недовольны не только жильцы частного сектора, которые провели уже два митинга, но и владельцы расположенной рядом автозаправки. Они считают, что строительство жилого дома ведётся в непосредственной близости от резервуаров с топливом.
Корреспонденты «МОЁ!» постарались разобраться в хитросплетениях этой истории. Как оказалось, строительство на Хользунова может стать ярким примером проблем в градостроительстве — не только воронежских, но и общероссийских.
Гулливер в стране лилипутов. Плюсы и минусы новостройки
Судя по проектной декларации на сайте жилого комплекса «Чайка» и выданному мэрией разрешению на строительство, по адресу Хользунова, 99б планируется возвести 18-этажный жилой дом высотой около 80 метров, в котором запроектировано около 470 квартир, а также подземная парковка на 104 машино-места.
Приехав на место, мы случайно повстречали рядом со стройкой потенциальных покупателей квартир — Ольгу Иванову и Владимира Кирющенко, которые решили посмотреть на месте, стоит или не стоит участвовать в долевом строительстве этого дома.
Аргументов «за» и «против» на самом деле множество. К плюсам дома, безусловно, можно отнести выгодное местоположение и наличие подземной парковки. К минусам же — весьма странное соседство с автозаправочной станцией (даже на проекте видно, что жилой комплекс очень близко от АЗС ВТК).
И, пожалуй, тесноту. Даже сейчас, когда жилой комплекс не вырос ещё и наполовину от запланированной высоты, он напомнил нам Гулливера в стране лилипутов. Судя по эскизному проекту на сайте застройщика, двор дома явно будет невелик. Одним из подъездов к дому будет служить проезд в частном секторе, который был рассчитан на несколько одноэтажных домов, а не на высотку. На каком же основании возводится это строение?
Почему мэрия сначала отказала в разрешении на строительство, а затем выдала его
Непосвящённому человеку может показаться, что в сфере градостроительства действуют чёткие, раз и навсегда утверждённые и понятные нормативы. И что если уж администрация города выдала разрешение на строительство, то это гарантия того, что стройка безопасна, уместна и соответствует всем правилам. Увы, это не так.
18-этажный жилой дом строят на месте небольшой автостоянки, примыкающей к частному сектору — улицам Хользунова, Солнечной и Связистов. Изначально застройщиком выступал гаражно-строительный кооператив «Реверс». Как оказалось, история с получением разрешения на строительство была почти детективной. Изначально, в 2015 году, администрация города вообще-то отказала кооперативу «Реверс» в разрешении на строительство. «Реверс» обратился в арбитражный суд.
Аргументы мэрии, которая отказала строителям, сводились к тому, что в представленном строителями проекте так называемые коэффициент плотности застройки и коэффициент застроенности превышают параметры, установленные законом Воронежской области (вероятно, теснота всё-таки недаром обращает на себя внимание).
Однако строители ссылались на то, что у них есть положительное заключение на такой проект от негосударственной экспертизы. Застройщик предоставил в суд расчёты, по которым коэффицент плотности будущей застройки оценивался не на отдельно взятом участке, который занимала автостоянка (как это сделала мэрия), а в целом квартале, который состоит из частного сектора и автостоянки. Суд посчитал, что, так как мэрия «не выявила неустранимых пороков положительного заключения негосударственной экспертизы», городские власти должны выдать разрешение на строительство.
Примечательно, что обжаловать это решение суда мэрия не стала. И в июне 2016 года вице-мэр Владимир Астанин подписал разрешение на строительство на месте автостоянки 18-этажного жилого дома. А далее кооператив «Реверс» переуступил право застройки группе компаний «Развитие», руководит которой депутат областной Думы Сергей Гончаров.
Можно предположить, что между застройщиком и чиновниками мэрии изначально действовала некая договорённость. Мол, просто так выдать разрешение городские власти не могут, так как будут нарушены нормативы градостроительного проектирования. Но если застройщик добьётся положительного решения суда, упорствовать с выдачей разрешения на строительство мэрия не станет. Потому что она как бы и не виновата — её вынудили…
Чем недовольны жители частного сектора и владельцы автозаправки
Главное, что возмущает жильцов частного сектора, — близость высотного дома к их домам…
— Нам закрыли солнце, — считает Галина Крохина. — Кроме того, долгие годы вдоль наших домов и забора автостоянки проходила естественная ливневая канализация. Это был овраг, в который стекала дождевая вода с Хользунова. Теперь его нет. На его месте будет двор дома. Но у нас низина, после дождей вода всё равно потечёт именно сюда. Но куда она потечёт? Скорее всего, к нам во дворы. Кроме того, на подземной парковке предусмотрено 104 машино-места. А квартир будет больше 400. Сейчас почти в каждой семье есть машина. Где будут парковаться остальные автомобили? На наших улицах?..
Директор владеющего заправкой ООО «Воронеж — автоойл» Сергей Зюзин обратился к прокурору города Юрию Немкину. В письме, в частности, говорилось о том, что из-за стройки подземные резервуары с топливом находятся в опасном состоянии.
Российские законы не могут чётко определить даже расстояние от жилого дома до АЗС
И здесь нас ждала неожиданность. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что автозаправочные станции опасны. Казалось, что в случае с АЗС обязательно должен существовать чёткий документ, который бы предусматривал, на каком минимальном расстоянии от автозаправок можно строить жильё (или наоборот — на каком расстоянии от жилья можно возводить заправки). Но его нет! Точнее, словно специально нет отдельного документа. А существующие противоречат друг другу.
Прокуратура выяснила, что по санитарным правилам и нормам санитарно-защитная зона земельного участка АЗС должна составлять 100 метров. Однако нашёлся и другой документ — приказ МЧС России с требованиями пожарной безопасности к АЗС. И в нём говорится, что минимальное расстояние от АЗС с подземными резервуарами до жилых зданий может составлять… 25 метров. Прокуратура констатировала, что на Хользунова это требование соблюдено. Кого и от чего тогда защищает санитарно-защитная зона?
В итоге прокуратура города не стала заявлять, что застройщик действует незаконно, а порекомендовала владельцу заправки обратиться в суд. Представители застройщика же заявляют, что, так как разрешение на строительство действует, все их действия законны.
Однако с учётом получения разрешения на строительство через суд и противоречия в нормативах строительства рядом с АЗС эти действия явно нельзя назвать неоспоримыми.
Читать все комментарии