Власти нашли источник вони в Воронеже, но пока не нашли причину

В беседе с «МОЁ!» губернатор высказал свои версии возникновения неприятного запаха и рассказал о том, как власти планируют избавить Воронеж от вони

30.05.2019 19:40
МОЁ! Online
198

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Поездка губернатора Александра Гусева на левобережные очистные сооружения 30 мая была весьма насыщенной. Напомним, глава региона решил лично обсудить с руководством ООО «ЛОС», «РВК-Воронеж», городскими и областными чиновниками, а также представителями Роспотребнадзора почему запах канализации в Воронеже появляется всё чаще и становится всё интенсивнее.

Губернатор прошёлся по очистным вместе с директором «ЛОС» Игорем Житарюком, учредителем «ЛОС» депутатом гордумы Александром Тюриным, генеральным директором ООО «РВК-Воронеж» Олегом Николаенко, руководителем департамента экологии области Алексеем Карякиным (он в своё время возглавлял «Водоканал Воронежа»), мэром Вадимом Кстениным и другими чиновниками. На территории очистных 30 мая было в буквальном смысле слова нечем дышать.

Было заметно, что обычно спокойный Александр Гусев крайне раздражён. Тем, что его поручение найти и ликвидировать причины неприятного запаха, которые он дал после первого общегородского залпа вони в октябре 2018 года, по сути, никто не выполнил.

На сей раз губернатор пообещал коммунальщикам и чиновникам, что никто из них не покинет территорию «ЛОС» пока все собравшиеся коллегиально не решат, как бороться с вонью. И вот какие ответы на вопросы о том, кто виноват и что делать, сейчас дают губернатор чиновники.

Что воняет?

На сегодня все сходятся во мнении о том, что это испарения с иловых карт левобережных очистных сооружений.

Почему теперь провонял весь город?

Река из стоков на очистных сооружениях попадает в бассейны-песколовки, первичные отстойники и аэротенки. На очистных сооружениях должны делать всё возможное, чтобы избавить стоки от запаха. Так, растворившиеся в воде фекалии с помощью специальных микроорганизмов (их называют активный ил) превращают в жижу, которая должна лишь слегка пахнуть болотом.

Но есть и то, что можно отфильтровать в отстойниках, но по действующей сегодня технологии нельзя превратить в ил. Это так называемый твёрдый осадок — нераздробленные фекалии и мелкие пищевые отходы.

И переработанные фекалии, и твёрдый осадок сливаются для высушивания на иловые карты. По технологии неприятный запах, конечно, должен присутствовать — как раз из-за непереработанного осадка. В норме этот запах должен распространяться на два-три километра от очистных сооружений.

Но сейчас запах от иловых карт усилился в несколько раз. И теперь ветер разносит эти миазмы по всему городу.

Почему иловые карты воняют так сильно?

В беседе с «МОЁ!» после совещания Александр Гусев признал — причина усиления запаха в том, что на иловые карты попадают не должным образом переработанные фекалии. А причина этого, в свою очередь, неполадки на очистных сооружениях.

Что за неполадки возникли на очистных сооружениях?

Здесь версии разошлись.

Представители очистных сооружений Александр Тюрин и Игорь Житарюк упирали на «залповые выбросы» — по их словам, на очистные сооружения поступают стоки, в которых превышено содержание органики и очень много неких растворённых жиров. Активный ил не выдерживает такого натиска и частично погибает. В итоге он не успевает перерабатывать фекалии. И они попадают на иловые карты не переработанными до конца.

Гендиректор ООО «РВК-Воронеж» Олег Николаенко на совещании заявил, что, по его мнению, на самом деле причина в самих очистных сооружениях.

— Здесь происходит нарушение технологии, — считает он. — На аэротенках не работает аэробная система. Она устарела и морально, и физически. Так мы стоки не очистим даже без залповых выбросов.

— Олег Николаевич просто не в курсе, что у нас происходит, — парировал Игорь Житарюк, и вопрос так и повис в воздухе.

Третья версия — это вопрос, которым задавались мы сами. Не влияет ли на производительность очистных сооружений строительный бум? Ведь в последние два десятилетия в Воронеже появились десятки тысяч новых жителей, а значит, прибавилось отходов, попадающих на очистные сооружения. Сегодня этот вопрос мы задали губернатору. Александр Гусев уверен, что причина неполадок на очистных сооружениях не в этом. По его словам, проектная производительность левобережных очистных сооружений изначально была высокой, и сейчас мощности «ЛОС» должно хватать на то, чтобы переработать все стоки.

— Основных проблем две, и они были выявлены ещё в прошлом году, — резюмировал Александр Гусев. — Это ненормативная работа сооружений и преступная деятельность некоторых предприятий и перевозчиков, которые сливают отходы в систему канализации. Несанкционированный слив загрязняющих концентрированных веществ, которые, попадая на очистные сооружения разово в большой концентрации, выводят из строя технологический режим. Происходит вспенивание, вынос активного ила, соответственно, перестает работать биологическая очистка.

Что собираются делать власти, чтобы ликвидировать вонь

Если говорить о неотложных мерах, то директор «ЛОС» Игорь Житарюк рассказал, что для ослабления запаха на иловые карты начали вносить препарат на основе негашеной извести.

По поручению Александра Гусева, с завтрашнего дня на «ЛОС» круглосуточно будет работать экспертная группа, которая должна контролировать качество поступающих на очистные стоков и качество переработанных стоков.

Олег Николаенко рассказал, что компания «РВК-Воронеж» путём отбора проб из канализационных колодцев выявила ряд организаций, у которых днём стоки соответствуют всем требованиям, а по вечерам и в выходные количество загрязняющих веществ вырастает. Губернатор сообщил, что завтра его подчинённые соберут директоров всех предприятий левого берега и строго предупредят их о недопустимости слива в канализацию отходов, которые нельзя туда сливать. В беседе с «МОЁ!» Александр Гусев добавил, что и сам подключится к этой работе на следующей неделе.

Директор «ЛОС» Игорь Житарюк пообещал Александру Гусеву, что на «ЛОС» будет построен цех механического обезвоживания осадка. В этом цехе осадок подсушивается в специальных машинах, превращаясь в кек — вещество наподобие грунта. Кек затем вывозят на полигоны ТБО, выпарившуюся воду отправляют в реку. И благодаря этому на иловые карты больше не попадает новый осадок. Правда, здесь стоит вспомнить, что обещания вот-вот начать строить цех механического обезвоживания представители «ЛОС» дают уже несколько лет.

И, наконец, губернатор выразил надежду на то, что собственники левобережных очистных сооружений начнут активно вкладывать средства в модернизацию оборудования.

— Если люди не способны и не хотят работать, будем «поддавливать» их проверками и штрафами, — пообещал губернатор.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.