Жители села Липяги: «У нас наступила аммиачная осень!»
Жители села Липяги Терновского района, которых эвакуировали из-за аварии на аммиакопроводе, вернулись домой, но до сих пор не знают, могут ли они спокойно дышать воздухом и пить воду из своих колодцев
В Воронежской области в Терновском районе на месте разлива аммиака произошла настоящая экологическая катастрофа. Напомним, 21 июня в трёх километрах от села Липяги произошла авария на аммиакопроводе Тольятти — Одесса. Всех жителей экстренно эвакуировали в соседние посёлки. Только к вечеру следующего дня, 22 июня, когда завершился ремонт трубопровода, жителям разрешили вернуться в свои дома. Корреспонденты «МОЁ!» решили узнать у селян, как проходила эвакуация и почувствовали ли они на себе последствия этой серьёзной аварии.
«Пить воду из колодца пока боимся»
Место, где случилось ЧП, находится на окраине села, но искать нам его долго не пришлось. Буквально за километр видно, где произошёл выброс аммиака. Раздаточная станция трубопровода расположена в центре кукурузного поля. Побеги кукурузы на той стороне, куда шёл аммиак, пожелтели и пожухли на довольно внушительной площади. Трава и деревья в округе тоже пожухли и окрасились в буро-жёлтый цвет. Берег речки покрыт белым налётом.
Село находится в трёх километрах от места, где произошла утечка опасного вещества. Вернувшись домой после ликвидации аварии, местные жители с тревогой осматривают свои огороды.
– Вот, посмотрите, картошка наша покрылась непонятно чем, можно ли её будет есть, когда она вырастет — не знаем, — сетует жительница поселка Татьяна. — Вода в колодце какая-то белёсая. Пить пока боимся.
Люди пока сами опасаются пить воду из колодцев, покупают бутилированную в магазине. Хотя в Роспотребнадзоре заверяют: согласно экспертных заключений вода из нецентрализованных источников (колодцы) соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения» по содержанию аммиака и аммония-иона (по азоту). Соответственно, по словам санитарных врачей, подвоз питьевой воды не требуется.
В местной речке Сухой Корачан всплыла рыба. По берегам стоит жуткая вонь от гниения и аммиака. Поэтому местные жители не зря опасаются за своё здоровье. Представители рыбинспекции заявили, что рыба тут появится только через 3 — 4 года.
Кроме того, по предварительным оценкам, в зоне заражения оказалось 150 гектаров подсолнечника и кукурузы. По словам экологов, почва ещё насыщена аммиаком. Поэтому тут ещё не скоро зазеленеет трава или кукуруза. Люди, не преувеличивая, говорят, что у них наступила «аммиачная осень».
«Сарафанное радио не сработало»
С эвакуацией, оказывается, тоже всё было не так чётко, как сообщали после аварии. Почти все жители рассказывали нам, что запах аммиака почувствовали около пяти часов вечера. То есть задолго до того, как сработала сирена оповещения об аварии.
– Вечером я с сыновьями был на огороде, — рассказывает нам местный житель Александр Капустин. — Почувствовал едкий запах, аж в голову вдарило, я сразу понял, что это аммиак. Детей быстро завёл в дом, позакрывал все окна. А минут через 20 на улице уже был полный караул. Дышать было нечем, никакие мокрые тряпки, которые мы прикладывали на лицо, не спасали. Чуть позже услышал, как по уличному радио объявили эвакуацию. Я ждать не стал. Мы всей семьёй в соседнее село уехали к родственникам.
Только к восьми часам вечера глава сельской администрации вместе с сотрудниками МЧС начали объезжать село, и оповещать народ об эвакуации. Людям предлагали собрать необходимые вещи и прийти к сельсовету. Там стояли автобусы, которые должны были увезти людей в соседние сёла.
– Паника была ужасная, — рассказывает «МОЁ!» ещё одна жительница посёлка Липяги 17-летняя Юлия К. — Все бежали к автобусам и кричали, что нужны мокрые повязки, иначе мы все умрём. Как-то так получилось, что меня посадили в автобус отдельно от родственников, и я не знала, заберут ли их.
Однако на самой отдалённой улице, Мичуринской, жители говорят, что не слышали никакого оповещения.
– Мы с мужем узнали об эвакуации, когда уже почти вся деревня выехала. Спасибо родственнице, которая предупредила нас, проезжая мимо. Оповещали не по всем улицам. Может, понадеялись на сарафанное радио, — говорит нам Татьяна А. — Но оно не сработало...
Как мы уже писали, за 30 лет эксплуатации аммиакопровода авария на нем произошла впервые. И если раньше жители Липягов особенно не задумывались о близком соседстве с их селом распределительной станции, то теперь они напуганы и опасаются, что им в любой момент придётся снова собирать вещи и уезжать из дома.
Начальник ГУ МЧС по Воронежской области Игорь КОБЗЕВ заявил, что его ведомство выясняет, почему люди узнали об аварии раньше электроники.
— Сейчас мы устанавливаем причину, по которой экстренная эвакуация была начата по факту обращения граждан, а не технологическим путем — по факту срабатывания датчика оповещения о выбросе. Наша проверка предполагает инспектирование всех участков трубопровода, включенных в зону экстренного оповещения. Необходимо, чтобы датчики аварийного выброса работали в автоматическом режиме по линии ОАО «Трансаммиак». Сигнал о выбросе в течение одной минуты поступает диспетчеру, которому дается десять минут на оповещение населения об утечке, чтобы через двадцать минут после срабатывания датчика люди смогли покинуть место аварии, — заявил Игорь Кобзев.
Читать все комментарии