Почему бюджет Воронежской области переходит в режим экономии
Денег из федерального центра наш регион, скорее всего, будет получать меньше. При этом расходы по некоторым статьям бюджета необходимо будет увеличить.
В ближайшие дни правительство Воронежской области внесёт в областную Думу проект бюджета нашего региона на 2024 год. Правки в этот документ на этапе принятия парламентом традиционно несущественны. Поэтому уже сейчас можно делать выводы о том, как по планам властей наша область будет жить в следующем году. Если вкратце — в некоторых отраслях придётся затянуть пояса.
Основные параметры областного бюджета-2024
Доходы — 168 млрд 857 млн руб.
Расходы — 180 млрд 787 млн руб.
Дефицит — 11 млрд 930 млн руб.
За счёт каких поступлений будет формироваться бюджет*
На что потратят бюджетные средства*
*Проект бюджета на 2024 год в сравнении с проектом бюджета на 2023 год
Что и почему мы сравнивали
Бюджет области в течение года, как правило, меняется в бОльшую сторону благодаря незапланированным поступлениям. Поэтому сравнивать проект бюджета на 2024 год с итоговым бюджетом 2023-го было бы некорректно. Ведь тогда бы вышло, что в следующем году нас почти по всем статьям ждёт провал, а это не так. Мы сравнили разработанный осенью прошлого года проект бюджета на 2023 год с разработанным осенью нынешнего года проектом бюджета на 2024 год. Это позволяет яснее видеть основные тенденции.
Планируемые доходы и траты очень важно было скорректировать на уровень инфляции. К примеру, формально у нас ожидается рост поступлений налога на имущество. Однако с учётом того, как за год обесценились деньги, в реальном выражении эта сумма окажется меньше прошлогодней. Банк России прогнозирует, что по итогам нынешнего года инфляция может составить около 7,5%.
Есть ли хорошие новости
К счастью, да. Как отметил на совещании по проекту бюджета губернатор Воронежской области Александр Гусев, основным источником доходной части бюджета в последние годы стал налог на прибыль организаций. Он обогнал даже налог на доходы физических лиц (НДФЛ). По мнению главы региона, это свидетельствует об устойчивом состоянии экономики области.
И действительно, на следующий год областные власти заложили в бюджет серьёзный рост поступлений и по налогу на прибыль, и по НДФЛ.
Почему дефицит бюджета не проблема
Ответ на этот вопрос дала министр финансов Воронежской области Надежда Сафонова. «В текущем году также сохраняется 10 млрд рублей остатков средств на счёте для использования их в следующем году, — приводит её объяснение облправительство. — Это те же доходы бюджета, только текущего года». Выходит, что большая часть дефицита будет перекрыта именно этими средствами.
В чём же главная проблема
Предлагаем вам вновь обратить внимание на нашу таблицу. Традиционно одна из статей доходов бюджета области — это безвозмездные перечисления из федерального бюджета (дотации, субсидии и субвенции). Эти перечисления федеральный центр производит, конечно, не по доброте душевной. Так выстроены межбюджетные отношения.
Воронежская область — не самый богатый регион. Но в то же время мы и не одалживаемся. Налоговые отчисления предприятий нашей области в федеральный бюджет зачастую больше, чем суммы безвозмездных перечислений.
Так вот, судя по проекту бюджета, в следующем году безвозмездных перечислений будет меньше, чем в нынешнем. Это объяснимо. Напомним, ранее мы писали, что в следующем году расходы государственной казны на оборону вырастут сразу на 68%, поэтому федеральный бюджет вынужден экономить на других статьях.
Одновременно с уменьшением безвозмездных перечислений в областной бюджет заложен заметный рост расходов по разделу «Общегосударственные вопросы». В этом разделе есть подраздел «Другие общегосударственные вопросы».
Все бюджеты в России — от федерального до местных — устроены по единому принципу. Так называемую бюджетную классификацию ещё в 2008 году утвердил своим приказом Минфин. И если другие разделы, подразделы и статьи бюджета приказ описывает довольно чётко, то в случае с «Другими общегосударственными вопросами» формулировка туманная: «По подразделу подлежат отражению расходы на выполнение функций по общегосударственным вопросам, не отнесённым к другим подразделам данного раздела, в том числе на управление государственной (муниципальной) собственностью».
И если сравнивать проект бюджета на 2024 год с проектом бюджета на 2023-й, то заметно увеличиваются расходы именно на «Другие общегосударственные вопросы» — с 7,5 млрд руб. до 15,6 млрд руб.
На чём планирует экономить бюджет
И так как доходы бюджета не бесконечны, то некоторые другие расходы в проекте планируется снизить. Как вы видите из таблицы, это расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, охрану окружающей среды. С учётом инфляции в реальном выражении также могут несколько снизиться расходы на образование и социальную политику.
Таблица, которую мы публикуем, — это лишь вершина айсберга. Бюджет — огромный документ, в каждом разделе есть множество подразделов. Например, образование делится на дошкольное, школьное, среднее профессиональное, дополнительное. К этому же разделу относятся молодёжная политика и оздоровление детей.
Поэтому если расходы по конкретному разделу планируется снизить, то это не значит, что снизится финансирование по каждой из входящих в него статей.
«Все социально значимые расходы проиндексированы, — сообщило облправительство. — Размеры социальных выплат населению увеличены на ожидаемый уровень инфляции 7,5%, предусмотрены средства на содержание новой сети учреждений, рост контингента обучающихся и так далее. Особое внимание уделяется мерам поддержки семей с детьми. Это 37 видов различных мер социальной поддержки на общую сумму 8 млрд 576 млн руб. Существенно увеличены расходы на обеспечение лекарствами льготных категорий граждан. Особое внимание уделено пациентам с редкими (орфанными) заболеваниями, на обеспечение которых дополнительно запланировано 270 млн руб.».
Соответственно, можно сделать вывод о том, что пока экономить планируется на капитальных вложениях (например, на новом строительстве) и закупке оборудования.
Читать все комментарии