"Чиновники сами убеждают селян уводить детей из школ"
Бывший сельский учитель Юлия Костюкова рассказывает о том, почему в деревнях исчезают школы
"Прочитала в прошлом номере газеты «МОЁ!» о школе в селе Курлак Аннинского
района. Там замечательный музей и планетарий. Но детей вот совсем немного. Но
мне кажется, что главная проблема сельских школ не в демографическом спаде и
опустении наших деревень, а в чиновниках.
В 2010 году меня пригласили на
работу в роли учителя русского языка, литературы и культуры общения в школу с.
Щербаково Воронежской области. Педагогического образования нет – не помеха.
Детям на тот момент уже три месяца не преподавался русский язык, поэтому
директор обрадовалась, когда я со своим образованием журналиста согласилась
помочь. Уже после недели работы я поняла, в каком плачевном состоянии находятся
российские сельские школы. Ни тебе оборудования, ни наглядных материалов,
компьютер – один, и то появился незадолго до моего прихода. По-моему, местные
власти уже давно «списали» эту маленькую школу.
Я считаю большим
заблуждением мнение, что сельская школа не дает должного образования.
Компьютеры, лаборатории, проекторы и другие достижения информационных технологий
– это всего лишь хорошее подспорье, но никак не основной параметр, по которому
нужно оценивать качество образования. Всё зависит от мотивации учителя и
ученика. Получив классное руководство, я активно начала это
доказывать.
Классная работа, внеклассные мероприятия; личный контакт с
каждым учеником, к каждому индивидуальный подход. Плюс желание научить! И стали
мои мальчишки и девчонки выигрывать олимпиады, занимать призовые места.
Литературный конкурс – читаем вместе, разбираем, сочиняем, проводим ролевую игру
для наглядности… Фотоконкурс – камеры в руки - и на улицу, искать подходящий
сюжет и ракурс. Я старалась сделать так, чтобы ученики проявляли как можно
больше активности, чтобы сами хотели принимать участие в
конкурсах.
Первый месяц прошел, и кажется, будто знаю своих ребят уже
очень давно, и стали они мне такими близкими и родными. Союз наш продлился
недолго. В конце апреля люди стали поговаривать, что школу хотят закрыть, а на
ее место перенести медпункт. Наверное, это проще всего: вместо того чтобы делать
в старом здании медпункта ремонт, забрать помещение у детей. А их самих под
предлогом отсутствия соответствующей материальной базы отправить в другую школу,
даже не задумываясь о судьбе детей. Зима и холод, осень и дождь, весна и слякоть
– в любую погоду ждать автобус. После уроков сидеть в школе, не имея возможности
уехать раньше. Ведь автобус забирает детей в 3 — 4 часа дня. А то, что детей
вырывают из их привычного и полюбившегося коллектива?
Как раз в этот
период Владимир Путин выступил с заявлением о том, что надо любыми способами
сохранять малокомплектные школы. Это придало нашему коллективу храбрости. И
началась борьба за школу! Выяснилось, что закрыть школу могут только сами жители
села, приняв такое решение на сходе граждан. Первый сход граждан прошёл
благополучно, школу отстояли. И как ни пытались местные власти убедить людей,
что перевод детей в соседнюю школу пойдёт всем на пользу, закрыть её жители не
дали. Большинством голосов школа продолжала жить. На этом местное управление не
остановилось. Чиновники поняли: если нельзя закрыть школу, надо сделать так,
чтобы она просто не могла существовать. Они собрали родителей и нашли к каждому
«свой подход». Что скрывать, в селе не все родители знают свои права, а вот
чиновников боятся почти все. Каким образом и что конкретно было сказано,
осталось для меня тайной, но вскоре больше половины родителей забрали документы
и отдали их в другую школу. В результате учиться стало некому. Школу закрыли.
Цель достигнута. И не докажешь никому, что школа людям нужна, местным властям -
совсем нет."
Юлия Костюкова.
Читать все комментарии