Переход на цифру: как в Воронежской области меняется образование
Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения показали, что тотальная цифровизация образования – неизбежный процесс, начавшийся несколько лет назад. Это не плохо и не хорошо. Это реальность, в которой мы живём уже сегодня. Когда первоклашки владеют «гаджетами» лучше, чем их родители и учителя. А последним приходится тянуться вслед за подрастающим поколением.
Увеличили количество участников олимпиады
В этом году муниципальный этап Всероссийской олимпиады впервые прошёл в онлайн-режиме и собрал гораздо больше участников, чем в допандемийные времена. Дело в том, что детям предоставили возможность проявить себя в более удобной форме. Им не нужно было никуда ехать, всё организовали дистанционно, через цифровую платформу.
»Конечно, ещё требуются корректировки и доработки. В основном, в части защиты от списывания. Но результат есть. Если раньше всего в области принимали участие порядка 25 тысяч детей по всем олимпиадам, то за два дня в новом формате — 12 тысяч детей. Разве это не даст хотя бы минимальный прирост метапредметных компетенций у ребенка? Раньше это было невозможно в силу организационных ограничений, обусловленных традиционной механикой, нехваткой ресурсов для очного участия всех желающих. Сейчас эти ограничения сняты, — отмечает директор Центра цифровой трансформации «Институт развития образования им.Н.Ф.Бунакова» Денис Плотников.
Учитель сегодня перестал быть основным источником знаний, а сам образовательный процесс стал максимально персонифицированным – адаптированным под личные потребности учеников. Они должны обладать такими навыками, как умение находить информацию и самостоятельно с ней работать. Всё это существенно отличается от того, что было даже 10 лет назад.
С другой стороны, к сожалению, не все родители могут купить своим детям те же ноутбуки, оплатить подключение к Интернету. Но это не значит, что такие ребята должны оставаться за бортом школьной программы.
Чтобы воронежская система образования шагала в ногу со временем, в регионе действует направление по цифровой трансформации образования. Это не просто насыщение образовательных организаций компьютерами, гаджетами, а внедрение новых методов управления образованием и технологий обучения. Речь идёт об искусственном интеллекте, блокчейне, анализе данных и интернете вещей.
В целом это уже не фантастика. Просто где-то процесс идёт медленнее, где-то быстрее. В крупных школах автоматизация началась чуть раньше. Поэтому сейчас кто-то уже проводит уроки с очками виртуальной реальности, а кто-то начинает осваивать интерактивную доску. Но в целом направление задано и не изменится.
Реализуется программа по цифровой трансформации образования в рамках национального проекта «Образование» и двух федеральных проектов: «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа». А отвечает за их исполнение «Институт регионального развития им. Н.Ф. Бунакова». Сам нацпроект в Воронежской области курирует департамент образования, науки и молодёжной политики.
«Цифровая образовательная среда»
По этому проекту к 2024 году должна быть создана современная и безопасная цифровая образовательная среда. Она призвана обеспечить качественное и доступное образование для всех детей без исключения, будь то городской или сельский житель, обычный ребёнок или ребёнок с ограниченными возможностями.
В департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области пояснили, что проект предполагает автоматизацию документооборота, отчетности и бухгалтерии, цифровизацию процесса обучения с выходом на индивидуальные траектории, непрерывное обучение педагога on-line. На реализацию проекта выделено 226,9 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета — 222,4 миллиона, из областного — 4,5 миллиона.
Образовательные организации по этому проекту получают оборудование, которое поможет им создать цифровую образовательную среду. Часть высокотехнологичного импортного оборудования им поставили в прошлом месяце.
В рамках цифровой образовательной среды планируют внедрить соответствующую целевую модель в школах и профессиональных образовательных организациях, а также создать центры цифрового образования детей «IT-куб».
Один из них появился этой весной на базе Воронежского авиационного техникума им. В.П. Чкалова. С его помощью дети могут получить базовые знания по профессиям в сфере IT-технологий.
«Современная школа»
Проект направлен на внедрение новых образовательных технологий, методов обучения и воспитания, повышения у школьников мотивации к обучению, а также совершенствование предмета «Технология». На обеспечение этих целей выделено 533 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета – 461,2 миллиона, из областного – 71,8 миллиона.
В рамках «Современной школы» планируют:
👉 обновить материально-техническую базу учебных заведений;
👉 поддержать образование для детей с ограниченными возможностями;
👉 создать новые места в общеобразовательных организациях.
На данный момент удалось обновить материально-техническую базу в двух организациях для 240 детей с ограниченными возможностями, создать ещё в 42 школах «Точки роста» для 22,4 тысячи детей и построить в селе Ямное Рамонского района школу на 1,1 тысячи мест.
Все школы обеспечили интернетом
К сентябрю этого года в Воронежской области доукомплектовали современным оборудованием ещё 105 школ . Больше 90% из них подключены к оптико-волоконным каналам, остальные — к радиорелейным каналам связи с гарантированной полосой пропускания. В итоге во всех школах у учителей есть автоматизированное место, а у детей – ноутбуки для получения знаний в рамках программы.
»Только за это лето широкополосный доступ в интернет получили 494 сельские школы. Они имеют гарантированный трафик и скорость соединения не менее 50 Мб/с. Ещё 279 школ, расположенных в городской местности, получили гарантированный трафик со скоростью соединения в диапазоне 90 -100 МБ/c, — сообщили в департаменте образования. – Новые возможности позволяют реализовывать онлайн-, электронное и смешанное обучение, пользоваться корпоративной сетью и многое другое. Это делает более доступными образовательные программы для детей из сельской местности.
Кроме того, в течение последних пяти лет 406 школ отказались от бумажного журнала, и перешли на его электронный аналог. Это позволило родителям всегда быть в курсе успеваемости ребёнка.
Заменит ли компьютер педагога?
Опытные педагоги и чиновники от образования сегодня открыто говорят о том, что учитель перестаёт быть единственным источником знаний. Но в то же время, если он прогрессивен, использует современные «инструменты», то никакая платформа, никакой искусственный разум его не заменят.
Главные качества учителя по-прежнему будут касаться человека и его способности ориентироваться в огромном информационном поле, умении выстраивать коммуникацию с ребенком. Детям нужны учителя, ровно как и учителям дети. А образованию нужен гибкий подход к ученикам, который сможет обеспечить только цифровизация и цифровая трансформация.
»Когда пытаешься представить, как будет выглядеть типичный урок в цифровой школе, воображение рисует шлемы виртуальной реальности, проекцию учителя в виде голограммы, работу с большими данными, управление умным образовательным пространством. Понятно – это из разряда фантастики, но в целом ещё год назад тяжело было представить уроки в Zoom. А сегодня это реальность. И все остальное реальность очень и очень краткосрочной перспективы. Горизонт планирования здесь весьма недалекий – 3 — 5 лет максимум, — отметили в региональном департаменте образования.
Самой продвинутой в этом плане станет воронежская школа в районе «Яблоневых садов» на Московском проспекте, 142в. Она будет самой большой в стране – на 2 860 учеников. Построить её должны в 2022 году.
Персонифицированное образование
В апреле этого года в 25 воронежских школах стартовала государственная программа по реализации персонифицированной модели образования. Это совместный проект с участием Сбербанка и Агентства стратегических инициатив. В его рамках для помощи учителю была создана школьная цифровая платформа. На её базе разработали учебные модули, полностью соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту.
»Учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других, — пояснили в региональном правительстве.
Платформа – хорошая помощь педагогам как в проведении очных занятий, так и в обучении детей по каким-либо причинам, не посещающим очные занятия. В сентябре к проекту присоединилась в общей сложности 121 школа – более четырёх тысяч учащихся с пятого по восьмой класс, а также 630 педагогов.
В рамках благотворительной акции Сбербанк передал региону 1 285 образовательных комплектов SmartBox (специальные приставки) с предустановленным доступом на школьную цифровую платформу. Промежуточные итоги пилотного проекта станут известны через несколько лет.
Справка:
«Точки роста» — центры образования гуманитарного и цифрового профилей, открытые на базе сельских школ. В них проходят уроки по соответствующим предметам, на которых дети пользуются квадрокоптерами, видеокамерами, 3D-принтерами и прочей высокотехнологичной аппаратурой. За два года в регионе создали 105 «Точек роста».
Автор:
Татьяна МИСТЮКОВА
Комментарии (1)
Полина_Ягодкина
10.12.2020 16:28
Бред! Какой псих придумал цифровое обучение? Только человека можно допускать к обучению детей.