«После ДТП с двумя такси живу с титановой пластиной в голове»
После аварии агрегатор снял с себя всю ответственность и не стал выплачивать пострадавшей пассажирке компенсацию, сославшись на то, что компания только предоставляет информационно-технологические услуги
Жительница Воронежа Мария получила серьезную травму головы и до сих пор восстанавливается после ДТП с двумя такси, которое произошло еще осенью. Кроме того, агрегатор снял с себя ответственность за произошедшее и не стал выплачивать 31-летней пострадавшей компенсацию.
Авария случилась ночью 24 октября 2019 года в Воронеже возле дома № 64а по улице Фридриха Энгельса — у торгового центра «Атмосфера». Мария ехала в такси на автомобиле «Лада Гранта», вызов был сделан через агрегатор «Везет». За рулем находился 34-летний водитель. На перекрестке неравнозначных дорог он не уступил дорогу 27-летнему водителю «Шкоды Рапид», который ехал по главной. Иномарка принадлежала «Яндекс. Такси».
Автомобили столкнулись, в результате чего Мария получила открытую черепно-мозговую травму и попала в реанимацию.
— Врачи отделения нейрохирургии БСМП № 1 буквально вытащили меня с того света, за что огромное им спасибо, — рассказала собеседница. — К счастью, я попала на квоту, и мне быстро вставили титановую пластину в череп — не пришлось ходить с дыркой в голове. Процесс восстановления еще идет. Я — мать-одиночка с ипотекой — до сих пор нахожусь на больничном.
Кто возьмёт на себя ответственность?
Со слов других участников аварии, водитель «Лады» еще на месте ДТП признался, что у него нет страховки. О том, был ли таксист пьян, у Марии информации нет, но она этого не исключает. Женщина знает, что по факту аварии возбудили уголовное дело, и ждет решения суда.
Наша собеседница рассказала, что пыталась обращаться к агрегатору, чтобы получить компенсацию, но тот лишь развел руками. Выяснилось, что компания не несет ответственности за произошедшее. Единственное, что сделали в «Везет», — предложили дать контакты водителя. Объяснили это тем, что компания не занимается перевозками, а только предоставляет информационно-технологические услуги. Сам таксист, к слову, не извинился и не заговорил ни о какой компенсации со своей стороны.
— Я решила предать эту историю огласке не для того, чтобы меня пожалели. Мне хочется, чтобы пассажиры начали оценивать риски, а агрегаторы задумались об ответственности, ведь мой случай не единичный. Получается, любой человек может выйти таксовать? А ведь важно, чтобы это был опытный адекватный трезвый водитель на безопасной машине. Это как-то должно проверяться, — пояснила собеседница.
Правовая сторона
Юридически большинство так называемых агрегаторов (когда машину можно заказать через интернет-приложение) никакого отношения к такси не имеют. Они лишь выступают посредниками между водителем-частником и пассажиром.
Если клиент пожалуется на хамское поведение такого водителя или грязный салон, максимум, что может сделать диспетчерская служба: снять этого водителя с заказов на некоторое время (как правило, на сутки). В случае если произойдёт какое-то реальное ЧП (избиение клиента или ДТП), согласно Гражданскому кодексу ответственность за причинение вреда несет непосредственный виновник, то есть водитель (ст. 1064 и 1079 ГК РФ).
— Если, скажем, произошло ДТП не по вине водителя такси, то ущерб здоровью пассажира выплатит страховая компания, — комментирует юрист Михаил Петров.
Лимит выплат по ущербу жизни и здоровью по договору ОСАГО сейчас составляет 500 тысяч рублей. Правда, если будет доказано, что водитель занимался услугами извоза, а в полисе ОСАГО не было отметки, что автомобиль используется в качестве такси, то страховщики могут отказать в выплатах.
Подробнее о правовой стороне вопроса вы можете узнать из нашего большого материала.
«Эпохальное» для всех российских пассажиров решение суда
Добавим, что некоторые агрегаторы меняют свою политику в этом направлении. Например, в 2017 году «Яндекс.Такси» начал страховать пассажиров по всей России. Здоровье и жизнь всех пассажиров и водителей ресурса стали автоматически застрахованы на 2 млн рублей на всей территории страны. Ранее программа действовала в тестовом режиме только в 11 регионах.
Этому решению предшествовали несколько резонансных ДТП. В частности, авария летом 2016 года в Санкт-Петербурге, когда автомобиль «Яндекс.Такси» после резких маневров водителя занесло. Машина ударилась о бордюр, а затем въехала в ограждение и столб. Находившаяся в автомобиле пассажирка, жительница Москвы, получила перелом ключицы, сотрясение головного мозга и множественные ушибы. Единственная выплата (75 тысяч рублей), полученная женщиной после аварии, была выплачена ей по ОСАГО, пишет РБК.
В качестве компенсации за полученные травмы компенсация через суд потребовала от «Яндекс.Такси» более 65 млн рублей, но суд встал на сторону агрегатора и решил, что заказ машины через мобильное приложение нельзя рассматривать как договор фрахтования.
Однако пассажирка не остановилась и обратилась в Мосгорсуд. В апреле 2019 года ей удалось доказать, что за ее здоровье должна заплатить не только страховая компания, но и агрегатор. Решение, принятое в пользу пассажира такси, сама женщина назвала «эпохальным» для всех пассажиров такси.
Всего активистка получила 800 тысяч рублей. Из них 300 тысяч заплатили в «Яндекс.Такси»: 200 тысяч за моральный вред и 100 тысяч за утраченный заработок и расходы на представителя. Оставшиеся 500 тысяч рублей заплатила страховая компания.
Читать все комментарии