Прислать новость Что, если?

Кто несёт ответственность за безопасность пассажира такси?

Почему, вызывая такси через интернет-приложение или диспетчерскую службу, мы подвергаем себя серьёзному риску

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

20.02.2019 18:58
33

Читать все комментарии

5526

Истории, когда таксисты в ходе конфликтов нападают на пассажиров (и наоборот), или когда пассажиры такси в результате ДТП получают тяжёлые травмы, в сводке происшествий на портале «МОЁ! Online» мелькают регулярно.

Один из самых громких последних случаев произошёл в ноябре 2018 года, когда воронежский таксист в Москве избил пассажирку, сломав ей нос и руку, якобы за высказанное ей предположение, что мужчина купил права.

Регулярно в редакцию поступают жалобы от читателей на хамство и неадекватное поведение водителей, грязные автомобили и прочие реалии «сервиса» современных такси. Несёт ли кто-то реальную ответственность за безопасность пассажиров, вызывающих такси в диспетчерских службах или через интернет-приложения?

Рынок такси серьёзно изменился несколько лет назад с появлением множества диспетчерских служб и так называемых агрегаторов (когда машину можно заказать через интернет-приложение).

Юридически большинство этих служб никакого отношения к такси не имеют. Они лишь выступают посредниками между водителем-частником и пассажиром. Данные компании лишь предоставляют информационные услуги: передавая водителю заказы клиентов, а клиентам – информацию о водителе.

Если клиент пожалуется на хамское поведение такого водителя или грязный салон, максимум, что может сделать диспетчерская служба: снять этого водителя с заказов на некоторое время (как правило, на сутки). А кто понесёт ответственность, если произойдёт какое-то реальное ЧП: избиение клиента или ДТП?

— По гражданскому кодексу ответственность за причинение вреда несёт непосредственный виновник, то есть водитель (ст. 1064 и 1079 ГК РФ), — комментирует юрист Михаил Петров. – Если, скажем, произошло ДТП не по вине водителя такси, то ущерб здоровью пассажира выплатит страховая компания.

Лимит выплат по ущербу жизни и здоровью по договору ОСАГО сейчас составляет 500 тыс. рублей. Правда, если будет доказано, что водитель занимался услугами извоза, а в полисе ОСАГО не было отметки, что автомобиль используется в качестве такси, то страховщики могут отказать в выплатах.

В 2018 году Верховный суд России после громкого случая с гибелью в ДТП пассажирки одного из московских такси, постановил, что хотя компании-агрегаторы и работают как диспетчерские службы, они всё равно должны отвечать вместе с водителями.

— Постановление Верховного суда особо указывает, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные, — комментирует председатель правления Ассоциации юристов России Владимир ГРУЗДЕВ.

Когда клиент звонит по телефону службы такси или заказывает машину на сайте, он не должен задумываться, перед ним настоящая служба такси или некие посредники, только связывающие его с настоящими таксистами. Агрегатор должен отвечать за свой бренд. А значит, нести ответственность и за таксистов, которых привлёк к сотрудничеству.

Но постановление Верховного суда – это лишь руководство к действию судей, которые будут рассматривать подобные дела. Чёткой нормы закона, вносящей ответственность для диспетчерских служб такси и агрегаторов, в России по-прежнему нет.

Новый законопроект, который возможно поможет навести порядок в сфере перевозок, в Госдуме планируют рассмотреть в ближайшую весеннюю сессию. Предполагается, что агрегаторам такси запретят передавать заказы водителям, не имеющим необходимое разрешение. И если сейчас штраф для нелегалов составляет 5 тыс. рублей, то в случае принятия закона этот штраф будет поднят в 6 раз – до 30 тыс. рублей.

А если водитель продолжит «бомбить» без лицензии, то его вообще могут лишить водительских прав. Правда, если изменения вступят в силу, пассажирам такси нужно готовиться к повышению цен.

СЕГОДНЯ

ВЧЕРА