Что делали Маяковский, Чехов и Гайдар на главной улице Воронежа
В каких домах на проспекте Революции побывали великие классики
Сегодня мы завершаем прогулку по главной улице Воронежа. О её начале читайте здесь и здесь.
И снова Платонов
Мы подошли к дому №39. Первая усадьба на этом месте возникла ещё в 1850-е годы. Часть её помещений владельцы сдавали внаём — например, редакции газеты «Воронежский телеграф». В начале XX века усадьбу купил коллежский советник Сомов, отдал её под слом и в 1910-х годах построил новую. «Телеграфу» он, как и предыдущие владельцы, тоже не отказал.
После революции вектор журналистики поменялся, и в 1919-м в дом Сомова заехала редакция «Воронежской коммуны» (в 1928-м она станет просто «Коммуной».) Наверное, вы уже догадались, о ком из писателей пойдёт речь дальше. Конечно, свои стихи и статьи приносил сюда губернский мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства Андрей Платонов.
А музыка звучит
А вот это здание почти не меняло профиля. Оно было построено в 1914 году для музыкального училища. В 1918-м его переименовали в консерваторию, потом в музтехникум.
В 1941 — 1942 годах здесь располагалась редакция газеты «Красная армия», в которой работал Александр Твардовский. К 1945-му он закончит работу над своим главным произведением, поэмой «Василий Тёркин» (12+). Кто не помнит крылатых строк: «Бой идёт святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на Земле!»
В 1922 году здесь давал концерт виолончелист Леопольд РОСТРОПОВИЧ. А в 2002-м сюда приезжали его дети — всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович и его сестра, скрипачка Вероника Ростропович. Училищу в тот год присвоили имя знаменитой династии.
Литературная гостиница
Этот участок земли купил воронежский миллионщик, владелец колокололитейных заводов купец Дмитрий Григорьевич Самофалов и в 1880-х открыл здесь гостиницу «Центральная». Она считалась весьма фешенебельной, поэтому недостатка в именитых постояльцах тут не было.
Так, в 1892 году больше недели в ней прожили издатель, чья фирма занимала одно из первых мест в русской книжной торговле, Алексей Суворин и поддерживаемый им молодой писатель Антон Павлович Чехов. Интересно повернулась судьба: имя магната спустя век знакомо далеко не всем, а вот тот, кого он опекал, стал классиком мировой литературы.
Прибывшие в Воронежскую губернию для организации помощи голодающим крестьянам Суворин и Чехов побывали на обеде у губернатора Евгения Куровского. Если он жил там же, где и предыдущие воронежские градоначальники, то в список знаменитых гостей дома губернатора можно добавить и эти две фамилии.
В 1907 году в «Центральной» менее чем на сутки остановился Иван Бунин, приехавший в родной город для участия в вечере в пользу воронежского землячества. В 1941-м он напишет рассказ «Натали» (12+), главного героя которого поселит на ночь в «слишком даже тёплый номер старой губернской гостиницы». В рассказе она фигурирует как «Дворянская» — по названию улицы.
В ноябре 1926-го гостиницу посетил рупор революции Владимир Маяковский. О его приезде горожан извещали огромные рекламные плакаты с одним-единственным словом, написанным красными буквами, — «Маяковский». Воронежская поэтесса Нина Логофет, отыскав Владимира Владимировича в «Центральной», стала обладателем книги с поэмой «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» и автографа.
Летом 1934-го в «Центральной» ненадолго остановилась чета Мандельштамов. Это был первый из адресов, где жил в Воронеже опальный поэт Осип МАНДЕЛЬШТАМ. За три года ссылки он вдоль и поперёк исходит проспект Революции: почта, больница, редакции газет, скверы, сады — всё останется в его стихах.
Самый юный командир
В 1910 году Большую Дворянскую украсил своим появлением красавец «Бристоль». Четырёхэтажный гигант был, как сейчас сказали бы, точкой притяжения для толп не искушённых архитектурными изысками воронежцев. Шутка ли — в великолепном здании появились даже лифты!
После 1917-го история здания понеслась стремительно, совершая головокружительные кульбиты: национализировано — штаб красных — штаб белых — отдано прежним владельцам — штаб 10-й стрелковой дивизии.
И вот на этом этапе истории здание посещает 17-летний юноша, красный командир 23-го запасного стрелкового полка Аркадий Голиков. Спустя несколько лет он возьмёт псевдоним и опубликует повести «Школа», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда». Конечно, вы догадались: речь об известнейшем советском детском писателе Аркадии Гайдаре.
Воронежский гений
И снова дом, осенённый крылом литературы. В 1816 году из Стрелецкого лоску (местечко недалеко от реки Воронеж, район нынешней Большой Стрелецкой) сюда перебралось, купив усадьбу у предыдущего владельца, семейство купца Василия Петрова, сына Кольцова.
У супругов было пять детей — дочери Мария, Анна, Александра, Анисья и сын Алексей. Не окончивший даже двух классов уездного училища, потому как надо было помогать отцу-прасолу, Алексей станет тем, кого назовут «великим народным поэтом», «явлением народной жизни», «светилом поэзии» и поставят в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.
Из Воронежа Алексей уезжал два раза — в Москву и Петербург — для сотрудничества с журналами. В остальное время он жил в отчем доме, занимая в нём четыре комнаты — «две маленькие, гостиную и четвёртую кабинет». А первые стихи Алексей Кольцов написал в поле, когда ночевал с гуртом скота и смотрел в небо...
Театральный Парнас
Если в мире согласно поговорке все дороги ведут в Рим, то в Воронеже все дороги раньше вели в театр. Именно это здание было островом культуры, куда стекались почти все, о ком был наш рассказ.
На его подмостках выступали великие актёры Михаил ЩЕПКИН и Павел МОЧАЛОВ, актрисы Мария ЕРМОЛОВА и Вера КОМИССАРЖЕВСКАЯ. Карьеру здесь начинал Александр Остужев.
Не менее известными были и зрители: поэты Алексей КОЛЬЦОВ и Иван НИКИТИН, критик Виссарион Григорьевич БЕЛИНСКИЙ, мыслитель Николай СТАНКЕВИЧ.
Здесь были постояльцы дома со львами Александр МАРТЫНОВ (тяжелобольной, он отыграл три спектакля) и драматург Александр ОСТРОВСКИЙ, увидевший на сцене свою «Грозу».
И постояльцы «Центральной» посещали театр. Антон Павлович ЧЕХОВ тоже увидел здесь свою пьесу: в тот вечер 1892 года давали его «Медведя». Алексей СУВОРИН также был на спектакле.
Владимир МАЯКОВСКИЙ гремел с подмостков лекцией «Моё открытие Америки». В 1933 году выступал автор «Железного потока» Александр СЕРАФИМОВИЧ. Постоянным посетителем театра был Андрей ПЛАТОНОВ. Во время войны — Александр ТВАРДОВСКИЙ. В середине 30-х заведующим литчастью театра был Осип МАНДЕЛЬШТАМ.
Более посещаемого здания на Большой Дворянской нет! Да и сама улица закончилась.
Маленький факт напоследок: Большая Дворянская носила своё имя до 1918 года. Так что часть знаменитостей гуляла уже по проспекту Революции.