«Квартира вам положена, но дать вам её мы не можем»
Жительница Воронежа, которая в детстве осталась без попечения родителей, второй год не может получить квартиру, положенную по закону и по решению суда
25-летняя жительница Воронежа Олеся Суворина со своим супругом воспитывает троих малышей. Семья ютится по съёмным квартирам, хотя уже два года могла бы иметь своё жильё. Олеся в 14 лет осталась без попечения родителей и по закону имеет право на квартиру. Но получить положенную ей жилплощадь она не может, даже несмотря на то, что отстояла свои права в суде.
Из отчего дома в детский дом
В богучарский детский дом Олеся с младшим 10-летним братом попала, когда ей было 14 лет. Родители девушки несколько лет состояли на учёте как неблагополучная семья, и в итоге органы опеки лишили мать и отца Олеси родительских прав.
— Конечно, без родителей, какие бы они ни были, было тяжело, — говорит Олеся. — Я ждала, когда мне исполнится 18, чтобы вернуться домой. Но в 2009 году дом, в котором мы жили, был разрушен взрывом газового баллона. Папа погиб. Хорошо, что в тот момент мамы не было дома, иначе я бы лишилась сразу двух родителей…
В Воронеж на съёмную квартиру к матери Олеся вернулась, когда ей исполнилось 18 лет. Через некоторое время девушка вышла замуж, у пары родились трое детей, средняя дочка — инвалид (у неё диагноз ДЦП). Муж Олеси из Воронежской области, собственного жилья в городе не имеет, поэтому их семье приходится снимать квартиру.
— До 2015 года я не знала, что имею право на жильё, — говорит Олеся. — Случайно услышала от знакомых, что нужно скорей вставать на очередь, пока мне не исполнилось 23 года, по закону позже этого возраста документы просто не принимают.
Очередь для тех, кто вне очереди
В список на получение жилья Олеся была включена в октябре 2015 года. Её записали две тысячи сто пятнадцатой. К концу 2016 года очередь продвинулась на 35 человек. Олеся стала узнавать, почему очередь движется так медленно, и оказалось, что это вовсе не очередь. Закон не предполагает для детей-сирот, нуждающихся в жилье, никаких очередей. Он просто обязывает местные органы власти незамедлительно обеспечить их квартирами.
В суды массово поступают иски от детдомовцев, которые занесены в список на получение жилья, но так его и не получили. И процессы эти они выигрывают. Списки же составляются только для учёта детей-сирот, нуждающихся в жилье. Олеся тоже подала в суд, и в сентябре 2016 года выиграла процесс. Ленинский суд обязал чиновников выдать девушке жильё незамедлительно.
Но даже после решения суда Олеся квартиру не получила, она просто продвинулась в списке внеочередников до 130-го номера. Впрочем, толк в обращении в суд был. С февраля Олеся получает ежемесячную компенсацию — 10 тысяч рублей, чтобы она могла снимать квартиру.
Квартир на всех не хватает
Почему же департамент соцзащиты не выделяет квартиры Олесе Сувориной и таким же, как она, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей? Чиновники объяснили это сложной экономической ситуацией. Объём финансирования уменьшился (для сравнения, в 2014 году было выделено 700 млн руб., а в 2016-м только 146 млн руб.), а следовательно, уменьшилось и количество приобретаемых для этих целей квартир.
— В 2014 году для детей-сирот было приобретено 464 квартиры, а в 2016-м мы смогли закупить только 104, в текущем году мы должны обеспечить жильём 108 детей-сирот, — поясняется в ответе. — Однако количество судебных актов о предоставлении жилья указанным категориям граждан ежегодно увеличивается. Например, в 2013 году было 7 судебных решений, а в настоящее время количество их 385, в том числе и решение по гражданке Сувориной.
На сегодняшний день в списке на получение жилья значится 2 531 человек. За последние 6 лет в области было обеспечено жильём только 2 877 детей. Вопрос, когда все оставшиеся сироты получат свои квартиры, положенные им по закону, пока остаётся открытым.
«За волокиту чиновников можно и наказать»
”— В данном случае женщине необходимо с решением суда и исполнительным листом обратиться в службу судебных приставов, которые возбуждают исполнительное производство, предоставляя срок ответчику для добровольного исполнения. Если никаких продвижений нет, приставы могут наложить штраф на департамент социальной защиты населения в рамках КоАП РФ. Если же и приставы будут бездействовать, на них тоже можно будет подать в суд. Кроме того, можно попробовать обратиться с жалобой в прокуратуру. Там в случае нарушений требований федерального законодательства могут внести представление об устранении таковых нарушений и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности.
Евгений БАРСУКОВ
адвокат
Читать все комментарии