Воронежцы рассказали, как собрали коллекцию Дедов
В квартире горожан буквально не протолкнуться от «стариков»
В квартире заместителя командира поискового отряда «Патриот», краеведа, генеалога и некрополиста Евгения Филонова, буквально не протолкнуться от стариков. Их рядом с Женей и его невестой Марией не менее семи десятков, а может, и больше. «МОЁ!» продолжает рассказывать о том, зачем пара окружила себя Дедами и как они все уживаются под одной крышей.
Почему воронежец на первую встречу с невестой принёс не цветы, а Деда Мороза, изготовленного полвека назад, читайте здесь.
Главное — не потерять лицо
Самое трудное — сделать лицо Деду Морозу. Структура у них одна — деревянный или проволочный каркас, на который моталась вата, далее изготовлялись более мелкие детали, потом заготовка обсыпалось слюдой и дальше расписывалось лицо. Оно у всех Дедов разное — хмурое, весёлое. Какие-то вроде как даже навеселе.
— А вот и наш «алкоголик» с розовым лицом и красным носом, — смеётся хозяин, — тоже, кстати, изготовленный артелью «20 лет РККА». Вот другой похожий, произведённый в Горьком артелью «Детская игрушка» в 1958-м (ныне — Нижний Новгород. — Прим. «Ё!»). Он с палочкой и лично мне напоминает партизана, который вышел из леса, — суровый и бывалый. А вот изготовленный в Бресте в 60-х годах прошлого века, воротник шубы закрывает добрую половину подбородка. Кстати, именно брестских Дедов Морозов можно отличить по выструганному посоху. Мы купили его в путешествии по Золотому кольцу, когда ездили в Суздаль и Владимир. Он был покрыт слоем пыли, стоял, видно, много лет на витрине антикварного магазина.
Есть в этой коллекции небольшой немецкий Дед Мороз, сделанный в ГДР примерно в 70 — 80-х годах прошлого века. Но на классического он не похож: сделан из пластика, одежда — из валяной шерсти типа фетра. А выглядит суховатым и чопорным, как протестантский пастор.
Другой Дед Мороз — фабрики города Калинина (ныне Тверь), она была одной из самых мощных в СССР в 60 — 80-х годах прошлого века в масштабах производства Дедов Морозов.
— Самые большие их фигурки, известные нам, в высоту достигающие 70 сантиметров, делались в своё время на теребовленской фабрике (Тернопольская область УССР. — Прим. «Ё!»). Дед Мороз и Снегурочка этой фабрики, кстати, засветились в фильме «Чародеи», когда Камнеедов несёт в двух руках теребовленских Деда Мороза и Снегурочку. А вот этот, почти полуметровый, сделан в Донецке в 1970 году. Примечательно, что ранние дедушки шли в красной шубе, а синяя шуба — уже более поздние модели. Отличительная черта этих Морозов — шуба, сшитая из ткани, — поясняет Евгений. — А вот мультяшный Дед Мороз — щекастый и плутоватый — из Ярославля 80-х годов, ничего подобного нигде никто не делал. Основные города СССР, где производились Деды Морозы, — это Воронеж, Ярославль, Калинин, Ленинград, Киев, Брест, Донецк, Теребовля, Москва.
По мнению Марии, у каждого Деда Мороза — своя душа:
— Конечно, они одушевлённые и знают, как согреть любой дом, принести в него уют и порадовать хозяев. А характер у всех разный, как у людей. Мечтаю хоть краем глаза взглянуть на первые ёлочные игрушки воронежского производства, которые ещё до войны делались в Воронеже артелью «Культпром». Конечно, ближе к 90-м годам они выполнялись уже из разного материала. Если в 50 — 60-х это была вата, потом появились деревянные, пластмассовые, резиновые, просто в виде мягких игрушек, пенопластовые. А вот, кстати, мраморный светильник в виде Деда Мороза примерно 80-х годов прошлого века. Через несколько дней поставим дома живую ель до потолка, под ней наверняка будет стоять мой Дед Мороз из детства. Главное, чтобы наш кот Виктор не навёл там свой порядок!
Это интересно
Кто такой Дед Мороз?

Образ Деда Мороза имеет исторические корни, уходящие в славянскую мифологию и народные традиции. Первоначально он олицетворял зимние силы природы, был связан с холодом и зимними праздниками, на которых он являлся главным сказочным персонажем.
Его прообразами являются Мороз (персонаж славянского сказочного фольклора) и западноевропейские рождественские персонажи (например, Санта-Клаус), основанные на образе святого Николая Чудотворца.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов советское государство в своей антирелигиозной политике предпринимало попытки искоренить празднование Рождества, да и Нового года. Советская пропаганда подвергала дореволюционные традиции осмеянию или «разоблачению». В рамках этой кампании продвигалась идея, что Дед Мороз является пережитком языческого прошлого, злым языческим божеством. Утверждалось, что он был «духом ёлки», которому древние славяне приносили жертвы и развешивали их на ветвях деревьев.
Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего, а не рождественского праздника произошло в советский период, когда в 1935 году официально была разрешена праздничная ёлка.
28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Эта публикация считается началом кампании по реабилитации Нового года, который был объявлен буржуазным пережитком и запрещён в конце 1920-х. Первая ёлка после долгой паузы состоялась 1 января 1936 года в Колонном зале Дома союзов, с тех пор стала обязательным атрибутом праздника, её начали ставить в каждой школе, в каждом детском саду, в каждой семье, где были дети.
С тех пор в стране ни один новогодний праздник не обходится без участия Деда Мороза и его внучки Снегурочки.





