Почему воронежец на первую встречу с невестой принёс не цветы, а Деда Мороза, изготовленного полвека назад
Пара похвасталась уникальной коллекцией раритетных фигурок
В квартире, где живёт давний друг «МОЁ!», заместитель командира поискового отряда «Патриот», краевед, генеалог и некрополист Евгений Филонов, буквально не протолкнуться от стариков. Их рядом с Женей и его невестой Марией не менее семи десятков, а может, и больше.
— И это ещё не все, — поясняет хозяин, — всего их у нас около 130, просто остальные не уместились на этих квадратах.
О том, зачем пара окружила себя Дедами и как они все вместе уживаются под одной крышей, — в нашем материале.
Борода из ваты
На носу Новый год... Ну понятно — гирлянды, шары, хлопушки, конфетти. Всё это подойдёт любой ёлке — хоть искусственной, хоть натуральной. А вот Дед Мороз со Снегурочкой смотрятся на фоне синтетической ёлки как-то не очень. Пока — за полторы недели до праздника — новогодние персонажи в квартире Евгения и Марии обитают возле искусственной ёлочки. Но скоро её сменит настоящая, с застывшей смолой! И вот тогда праздник настанет не только для хозяев, но и для всех экспонатов их коллекции Дедов Морозов.
История отношений Евгения и Марии связана именно с этой необычной коллекцией, которую до встречи ребята собирали отдельно друг от друга, а теперь объединили свои экспонаты.
— Этот Дед Мороз из моего детства, — показывает Мария, — он самый первый и самый главный для нашей семьи. Есть даже фото, где мне всего годик, а он стоит у нас под ёлкой. Изготовлен воронежской артелью «20 лет РККА» (она работала в нашем городе с 1946 по 1960 год. — Прим. «Ё!»). В этой артели сразу после Победы началось производство ёлочных игрушек и ватных Дедов Морозов, чтобы поднимать людям настроение после тяжёлых военных лет. Этот Дедушка был одной из самых первых моделей артели, высотой около 25 см, в шубе — белой или синеватого оттенка — и в ватных валенках. Моя прабабушка купила его где-то в 1953 — 1954 году, выходит, что четыре поколения нашей семьи встречали с ним Новый год. И 2026-й обязательно он будет встречать с нами. Храним его в коробочке, важно, чтобы было сухо и в темноте, он уж немного начал выцветать. Именно он и стал родоначальником нашей общей коллекции.
Почти о каждом старце ребята могут рассказать какую-то историю.
— Вот у нас, например, ленинградский Дед Мороз артели «Культигрушка». Это 50-е годы прошлого века. Тоже из ваты, клейстера, слюды либо мелкотолчёного стекла (так делали блёстки на шубе). Его мы приобрели в процессе коллекционирования. Ватных Дедов Морозов делать было несложно — простейшая деревянная основа типа реечек, сверху — картон, а на него уже вручную наматывалась вата. До того как мы познакомились, экспонаты были и у меня, и у Марии, по отдельности мы интересовались этой темой и раньше. Но потом наши усилия объединились, — добавляет Евгений.
Вогнать Деда в краску
За последние полтора года общими усилиями Евгений и Мария пополнили свою коллекцию примерно на полсотни Дедов Морозов, в основном с торговых площадок. Они изучают эту тему, узнают, в каких городах было налажено их производство, рассматривают их фотографии и выбирают очередное приобретение.
— А вот этого я нашёл в заброшенном доме Воронежа, который шёл под расселение, — показывает Евгений. — Краска на лице облупилась. И на наше первое свидание в прошлом году я принёс вместо цветов именно его. Ещё до встречи писал ей, что у меня есть старенький Дедушка Мороз, сделанный в 1978 году на воронежской фабрике игрушек. Сказал: будет интересно — восстановишь его. Мария занимается реставрацией таких игрушек.
— Я была поражена, — признаётся девушка. — Немного подлатала его шубу, а облупившуюся краску с лица удалила, собираюсь раскрасить его снова. Для меня это едва ли не самый важный Дед Мороз в нашей коллекции. А вот с этим Дедушкой, — показывает Мария, — Женя пришёл делать мне предложение. Один он не ходил ко мне — с группой поддержки из Дедов Морозов!
На первый беглый взгляд кажется, что все Деды Морозы одинаковые. Да не тут-то было, все разные: размер, цвет, форма тулупа, борода, мешок с подарками, посох (или его отсутствие) и даже... выражение лица!
— Этот Дед продавался несколько месяцев назад на одной из площадок, Мария увидела его, — показывает Евгений. — Сделан он примерно в середине 50-х годов прошлого века тоже воронежской артелью «20 лет РККА», как и самый первый дед, о котором мы говорили сегодня. Это редкая модель. После 1960-х Дедов Морозов в основном стали делать другими — они «подросли» до 30 — 40 сантиметров и получили длинную распахнутую шубу с большим стоячим воротником, в которой походили на бояр. В Воронеже их изготавливали на разных производствах — «20 лет РККА», после этого два года на заводе «Химпродукт», а после 1962-го и примерно до 90-х годов — на фабрике игрушек. Воронежских Дедов Морозов мы находим сейчас по всей стране, один есть у нас даже с Забайкальского края. Причём он наш «земляк», вот он— в шубе с орнаментом вышивок Воронежской губернии. Деды Морозы воронежского производства ценятся среди коллекционеров. Например, те, что произведены артелью «20 лет РККА», стоят от 10 тысяч рублей и выше. То есть стоимость этой коллекции — несколько сот тысяч рублей.

Продолжение читайте на нашем сайте в ближайшее время или в «МОЁ! Плюс» прямо сейчас.





