Инфляция продолжает съедать зарплаты воронежцев ускоренными темпами
С начала года цены в Воронежской области, по официальным данным, выросли на 7,9%
На 1,2% выросли за октябрь потребительские цены в нашей области. С начала же года рост цен на товары и услуги составил 7,9% (для сравнения — за аналогичный период 2020 года он составил 5,1%). Такие данные привёл сегодня Воронежстат.
Продовольственные товары дорожают быстрее, чем непродовольственные. В октябре 2021 года по сравнению с декабрем 2020 года цены на продукты в среднем выше уже на 10,4% (в октябре 2020 года — на 4,6%). Непродовольственные товары в октябре 2021 года по сравнению с декабрем 2020 года подорожали на 9,3% (в октябре 2020 года — на 5,1%).
Так что на самом деле общий рост всего на 7,9% получился благодаря тому, что в течение года практически не дорожали услуги. Парикмахерские, ателье, службы бытовых услуг и доставки, вероятно, понимают, что лишатся клиентов, если в такое время поднимут цены на свои услуги.
Инфляция в России в годовом выражении, по данным Минэкономразвития, на этой неделе достигла 8,07%. Это не рекорд, были годы, когда инфляция была выше. Однако на самом деле столь тяжёлой ситуации в нашей стране не было, наверное, в течение последних 20 лет. Ведь в нулевые зарплаты на самом деле росли быстрее, чем цены. К началу экономического кризиса 2014 года у многих россиян была подушка безопасности — зарплаты позволяли делать накопления или покупать вещи про запас. Теперь эта подушка не просто истощилась — многие работающие беднеют на глазах.
Как воронежская статистика следит за ростом цен?
Каким образом статистическое ведомство получает данные о росте цен? На основании чего оно, к примеру, сделало вывод о том, что с начала года продукты в нашей области подорожали на 10,4%? На эти вопросы нам ответила начальник отдела статистики цен и финансов Воронежстата Елена Сорокина.
Как оказалось, у Воронежстата есть 14 штатных регистраторов. 10 из них работают в Воронеже, по два человека в Борисоглебске и Россоши. Каждый понедельник со специальными планшетами они отправляются в магазины, на рынки и в предприятия сферы услуг, где фиксируют цены на 106 видов товаров и услуг. А раз в месяц — с 21-е по 25-е число — эти же регистраторы фиксируют цены на полный перечень товаров и услуг, за стоимостью которых следит российская статистика.
Как же регистраторы выбирают, цены на какой товар фиксировать? Ведь в начале года можно следить, к примеру, за дорогими макаронными изделиями, а к концу года за дешёвыми, и выйдет, что за год макароны не подорожали. Елена Сорокина уверяет, что такое невозможно. Регистраторам дано задание вносить в базы данных сведения о стоимости товаров средней ценовой категории с одинаковыми потребительскими свойствами. То есть постоянно учитываются, например, цены на колбасу 10 торговых марок с примерно одинаковым составом. Однако, как признала наша собеседница, на цены могут влиять акции магазинов — если снижение цены на тот или иной товар длилось хотя бы неделю и пришлось на дату регистрации.
Общий вывод об усреднённом росте цен, как рассказал Елена Сорокина, это не среднее арифметическое между ростом цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги. В Воронежской области есть 600 домохозяйств, которые ведут дневники наблюдений, отмечая в них долю расходов. На сегодня, к примеру, в общей массе трат домохозяйств расходы на продукты составляют 39%, на непродовольственные товары — 33,5%, на услуги (в том числе коммунальные) — 27,5%.
Читать все комментарии