Как, когда и почему в России резко вырастут штрафы за нарушение ПДД
Эти штрафы сейчас направляются в региональные бюджеты. Со следующего года четверть суммы каждого штрафа, скорее всего, будет забирать федеральный бюджет. Чтобы запланированные поступления регионов в связи с этим не уменьшились, увеличивают суммы штрафов
Уже с 1 января 2025 года в России в 1,5 раза вырастут штрафы за нарушение правил дорожного движения. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях в экспресс режиме внесло в Государственную Думу правительство России, и в таком же режиме их рассмотрела нижняя палата парламента. 10 декабря поправки одобрил комитет Госдумы по госстроительству и законодательству. 12 декабря они приняты парламентом сразу во второй и третьем чтении.
Внесённые правительством России в конце ноября поправки предполагают изменение состоящей из 36 статей главы 12 КоАП — «Административные правонарушения в области дорожного движения». Штрафы за нарушения правил дорожного движения изменятся следующим образом:
- за выезд на встречную полосу - с 5 тыс. до 7,5 тыс. руб. (ст. 12.15 КоАП);
- нарушение правил применения ремней безопасности - с 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. (ст. 12.6 КоАП);
- управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или передачу права на управление транспортным средством - с 30 тыс. до 45 тыс. руб. (ст. 12.8 КоАП);
- отказ от медосвидетельствования - с 30 тыс. до 45 тыс. руб. (ст. 12.26 КоАП);
- превышение скорости - с 500 - 5 000 руб. до 750 - 7 500 руб. (ст. 12.9 КоАП);
- несоблюдение требований дорожных знаков или разметки - с 500 – 5 000 руб. до 750 – 7 500 руб. (ст. 12.15 КоАП);
- нарушение ПДД, повлекшее причинение лёгкого вреда здоровью - с 2 500 - 5 000 руб. до 3 700 - 7 500 руб. (ст. 12.24 КоАП);
- нарушение ПДД, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью - с 10 – 25 тыс. руб. до 15 - 37,5 тыс. руб. (ст. 12.24 КоАП).
Таким образом, все штрафы механически проиндексированы на 50%.
С точки зрения «воспитательной» функции закона это объяснимо. Возможное наказание должно быть для водителя стимулом не совершать правонарушение. А к примеру, сумма штрафа за выезд на встречную полосу составляет 5 тысяч рублей уже с 2012 года. То есть с каждым годом она становится всё более и более незначительной по сравнению с доходом водителя.
Но вероятнее всего, на сей раз дело не только и не столько в предотвращении правонарушений, сколько в необходимости пополнить казну. Как сообщают СМИ, Минфин разработал поправки в Бюджетный кодекс, перераспределяющие доходы от штрафов за нарушение правил дорожного движения. Сейчас 100% этих доходов направляются в бюджеты регионов. С 2025 года региону планируется оставлять 75% от каждого штрафа, а 25% направлять в федеральный бюджет.
Бюджеты регионов на 2025 год уже приняты или находятся на последней стадии утверждения. Штрафы в этих бюджетах — заранее оговоренная статья доходов. Правонарушения ещё не совершены, а суммы доходов расписываются в бюджетах на год вперёд. К примеру, в Воронежской области запланированные на 2024 год поступления штрафов за нарушение правил дорожного движения по главе 12 КОАП составляют 1 миллиард 971 миллион 663 тысячи рублей.
С 2019 года эти средства во всех региональных бюджетах целевые, они направляются в региональные дорожные фонды. То есть на строительство, ремонт и содержание дорог. Соответственно, если регионы уже после принятия бюджетов лишились бы части запланированных доходов от штрафов, им пришлось бы в срочном порядке «перекраивать» планы по ремонту дорог.
Конечно, это не было бы критично. К примеру, общий объём средств областного дорожного фонда Воронежской области в 2024 году — 29 миллиардов 297 миллионов 668 тысяч рублей (сравните с суммой штрафов в 1,97 миллиарда). Но всё равно могло заставить регионы отказаться от каких-то расходов. Именно поэтому, вероятно, и было выбрано решение, которое позволит как сохранить доходы регионов от штрафов, так и пополнить штрафами федеральный бюджет.
Читать все комментарии