Как вырастут цены из-за повышения ставки НДС и налоговой реформы
Об опасениях воронежских предпринимателей в интервью «МОЁ!» рассказал президент Союза «Торгово-промышленной палата Воронежской области» Сергей Петровский
Производители, продавцы и покупатели — пассажиры одной лодки. Бизнес зависит от спроса потребителей. Спрос — от доходов покупателей и от цен. Цены, конечно, зависят от множества факторов. Но один из самых важных — налоги и сборы. И здесь в последние два года государство заметно ужесточает политику, повышая налоги.
В 2025 году, напомним, с 20 до 25 % выросла ставка налога на прибыль. А с 1 января 2026-го повысилась ставка налога на добавленную стоимость — с 20% до 22%. Одновременно с повышением произошло резкое сокращение лимита дохода, при котором малый бизнес на упрощённой системе налогообложения освобождается от уплаты НДС. Таким образом, те производители и поставщики, которые ранее не включали в стоимость своих товаров НДС, с 1 января это делают. Правда, в большинстве случаев по ставке в 5% — как малый бизнес.
И вот самые последние общероссийские новости. Логистические компании с нового года заявляли о повышении тарифов сразу на 10—20%, рассказал «Известиям» президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. В сфере информационных технологий и цифровых услуг с этого года цены, по оценкам Сергея Катырина, увеличились на 5—7%. Бизнесмены объясняют это как раз ростом НДС. При этом еще в 2025 году существенная часть бизнеса сразу закладывала в новые прайсы будущие налоговые изменения, чтобы избежать резких скачков позже, отметил президент ТПП.
О том, что думают об налоговых новшествах воронежские предприниматели и что будет с ценами, в студии «МОЁ! ТВ» мы побеседовали с президентом Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» Сергеем Петровским.
«Конечная стоимость товаров и услуг может вырасти не на 5 %, а заметнее»
— Сергей Владимирович, как в свете всех нововведений 2026 года чувствуют себя индивидуальные предприниматели, малые предприятия, ООО?
— Реформа упрощённой системы налогообложения — УСН — на самом деле началась год назад. Но тогда под действие этой реформы попало достаточно небольшое количество юрлиц и индивидуальных предпринимателей — те, у которых выручка превысила 60 миллионов рублей в год. Соответственно, на текущие бизнес-процессы, на экономику региона это большого влияния не оказывало.
Другое дело наступивший 2026 год. Для предпринимателей на УСН порог налогового дохода для уплаты налога на добавленную стоимость снижен очень сильно — с 60 миллионов до 20 миллионов. И в перспективе будет ещё снижаться.
— До 15 миллионов в 2027 году и до 10 миллионов в 2028 году.
— Совершенно верно. И вот эта ситуация, конечно, настораживает. Под нововведения попадает уже достаточно большой круг предпринимателей.
Поговорим про администрирование этого налога. НДС под пристальным вниманием налоговых органов. При этом его начисление и уплата — достаточно серьёзный процесс, к которому многие предприниматели были просто не готовы. Не секрет, что малый бизнес в большинстве случаев не имеет своего штатного бухгалтера и отдаёт бухгалтерию на аутсорсинг. Теперь уже надо будет искать того бухгалтера, который владеет «НДСной» практикой. Это дополнительные затраты. Плюс есть опасения штрафов за неправильный расчёт и уплату НДС.
А главное — это, конечно, рост цен. Казалось бы, 5 % — не очень большая цифра. Но большинство товаров и услуг — результат производственной цепочки. Один предприниматель производит сырьё, второй поставляет, третий проводит первичную обработку, четвёртый выпускает готовый продукт. И если каждый из участников этой цепочки теперь будет включать в цену налог на добавленную стоимость в размере 5%, то конечная стоимость товара и услуги вырастет не на 5%, а заметнее. А если рост цены для потребителя будет существенным, то произойдёт снижение потребительского спроса. Да и спроса со стороны компаний. Есть опасения, что бизнес начнёт «сжиматься».
«Ужесточение налоговых правил влечёт отток предпринимателей в серую зону»
— Как в этой ситуации может помочь предпринимателям и потребителям Торгово-промышленная палата?
— На стадии принятия решения правительством России условия были жёстче. Предполагалось сразу снизить порог для уплаты НДС с 60 миллионов до 10 миллионов рублей в год. Но деловые объединения встали, можно сказать, единым фронтом. Мы подготовили аргументированные аналитические записки для аппарата правительства. Не скажу, что мы добились того эффекта, который предполагали... Но в целом к нашему мнению о том, что в условиях такой геополитической нестабильности такие резкие решения принимать нельзя, прислушались. Теперь мы будем внимательно следить за сложностями, с которыми столкнётся малый бизнес при администрировании налога, и за тем, как всё происходящее отражается на ценах.
Кстати, в прошлом году наша организация, будучи сама на упрощённой системе налогообложения, по закону перешла на уплату НДС. Сначала было достаточно сложно. Налоговая служба, как администратор процесса, не на все наши вопросы могла ответить. Но постепенно — и благодаря семинарам налоговой, и благодаря экспертам в области НДС — практически все вопросы разрешились. Понятно, как и что делать. И этот свой опыт мы готовы передать предпринимателям. Особенно с учётом того, что правительство предлагает убрать сроки давности для привлечения к ответственности за налоговые преступления. Так что будем помогать бизнесу не совершать ошибок с налогами.
— Сергей Владимирович, на ваш взгляд, какое количество предпринимателей в этом случае постарается не администрировать налог правильно, а перейти в зону наличности из безналичных расчётов? Есть здесь риски того, что государство, на самом деле, недополучит налоги? Маленький пример приведу, как человек, который покупает продукты на рынках. Все мои знакомые продавцы начали меня просить платить наличными.
— Да, такая тенденция уже есть, её отмечают и федеральные эксперты. Безусловно, любое ужесточение налоговых правил и условий ведения бизнеса влечёт, скажем так, некий отток предпринимателей в серую зону. Безусловно, люди будут искать какие-то варианты… Но эти варианты достаточно чреваты. Налоговые органы будут сейчас пристально смотреть за денежными потоками и размером выручки. И будут сравнивать. Алгоритмы для этого уже есть, включая применение искусственного интеллекта. И здесь я просто призываю бизнес осторожнее относится к такой «оптимизации» и постараться не использовать такие варианты. Поскольку последствия могут быть гораздо тяжелее и хуже, чем официальная уплата НДС.
Продолжение беседы читайте вскоре на нашем сайте или на «МОЁ! Плюс» прямо сейчас.