«Работодатели, которые не повышают зарплату, останутся без кадров»
Президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» Сергей Петровский рассказал «МОЁ!», почему именно сейчас на рынке труда многие работники могут диктовать свои условия работодателю. И почему при этом работа курьера для молодых людей всё равно привлекательнее
В большом интервью с Сергеем Петровским мы обсудили, как представители бизнес-сообщества восприняли налоговую реформу и повышение ставки налога на добавленную стоимость, и как это отразится на ценах. Побеседовали и о влиянии на бизнес санкций и нынешних очень высоких ставок по кредитам. Пришло время поговорить не о работодателях, а о судьбе работников.
— Сергей Владимирович, смогли ли воронежские предприниматели в 2025 году проиндексировать зарплаты своим сотрудникам?
— Я бы не использовал выражения «смогли» или «не смогли». В большинстве случаев они подняли зарплаты. И здесь сыграл свою роль фактор достаточно серьёзной вынужденности. Мы видим, что происходит на рынке труда. Сейчас его у нас формирует не работодатель, а работники. И они ставят работодателю условие — если ты не будешь индексировать зарплату, ты останешься вообще без кадров. За квалифицированных работников возникла жуткая конкуренция, и работники это чувствуют.
— Именно официальное трудоустройство и белая зарплата дают тот самый социальный пакет — больничные, отпускные, пенсионные баллы, выход на пенсию в срок, а не на 5 лет позже. При этом многие люди действительно полагают, что работа в такси или в сфере доставки без социальных гарантий — это очень здорово, прибыльно и правильно. А на ваш взгляд?
— С моей точки зрения, этот сектор достаточно сомнительный. Но факт налицо: молодые люди, достаточно крепкие и активные, которые могли бы работать в реальном производственном секторе экономики, туда не идут, а идут работать курьерами. Я живу в многоквартирном доме. Достаточно часто, возвращаясь вечером домой, сталкиваюсь с такими доставщиками и разговариваю с этими ребятами. Мне интересна их мотивация. У многих из них, как выясняется, высшее образование. Многие работали на предприятиях. Но уволились. Почему?
Первый мотивационный момент — это, конечно, деньги. То есть те деньги, которые они получают, работая курьерами, несравнимо больше, чем то, что может позволить себе заплатить предприятие. А второй момент — чувство внутренней свободы. Хочу — кручу педали, хочу — остановлюсь и не буду брать заказы. За проходной предприятия такого чувства не было.
— Но ведь, на самом деле, это чувство свободы обманчиво. Нельзя не крутить педали два месяца, потому что нужно же будет на что-то питаться и платить за коммунальные услуги.
— Безусловно. И свобода ограничена локально. Одним днем, двумя днями... Понимаете, мы немножко потеряли чувство гордости работающего человека. Что он работает на предприятии, за проходной, что называется. У молодёжи такая работа создаёт ощущение клетки. К сожалению, они не понимают, что если человек работает по серым схемам, получает деньги в конверте, то и его будущее будет таким же серым и туманным.
— Как раз про кадровые вопросы. Студенты медицинских вузов уже будут, как и в советское время, работать по распределению — отрабатывать расходы государства на их обучение. Стоит ли вводить подобное в случае со студентами инженерных специальностей?
— Наверное, здесь любые изменения должны быть в формате кнута и пряника. И в ситуации, когда человек обучается за счёт бюджета, то есть не платит деньги за свое обучение, наверное, применимо говорить о распределении. У нас достаточно много предприятий, которые входят в госкорпорации. И государство должно позаботиться о том, чтобы это предприятие было обеспечено кадрами.
Но ведь можно делать это и не из-под палки. Здесь важен опыт промышленного туризма для школьников или для студентов, которые задаются вопросом «Куда идти работать?». Некоторые предприятия не только показывают гостям производство, но и рассказывают о социальных и мотивационных программах. Важно, чтобы эти программы были.
Комментарии (5)