Воронежская область богаче, чем кажется
О том, как будет жить область в 2012 году, лучше всего рассказывает главный финансовый документ года – областной бюджет. От него зависит судьба здравоохранения, образования и многих других сфер. Корреспонденты «МОЁ!» выяснили откуда берутся деньги бюджета, отчего их всегда не хватает, почему не нужно благодарить федеральный центр за дотации и что принесёт нам бюджет-2012
Принятие бюджета со стороны выглядит просто и буднично – нажали депутаты
Облдумы на кнопки и приняли закон «О бюджете». Однако мы не видим того, что
этому предшествует. На деле кроме многочисленных согласований и проверок идёт
ещё и настоящая борьба. Очереди ходоков идут к губернатору с просьбами увеличить
расходы именно на то, за что они отвечают. Ведь по подсчётам экономистов, чтобы
область могла обеспечивать все взятые на себя обязательства, бюджет должен быть
примерно в 1,5 раза больше, чем сейчас. Речь идёт об областных программах по
строительству коммунальных сетей, обеспечению жильём молодых семей и о многом
другом. И даже на бесплатное здравоохранение, которое гарантирует Конституция,
денег не хватает – территориальная программа госгарантий оказания медицинской
помощи сейчас профинансирована на 73 %. Вот поэтому во время рассмотрения
бюджета многое зависит от областных ведомств и депутатских комиссий. К примеру,
в условиях нехватки денег нужно суметь найти средства на образование, не обидев
здравоохранение, и не забыв при этом другие сферы.
И при этом поделить
нужно чётко определённую сумму. Налоговики и департамент финансово-бюджетной
политики областного правительства заранее знают, сколько денег будет за год
собрано в областной бюджет.
Почему Воронежской области недодают
денег
Пожалуй, самый спорный пункт в доходах бюджета это
безвозмездные перечисления, проще говоря, дотации из федерального бюджета.
Дотации сегодня получают две трети регионов России, которые официально считаются
не самоокупаемыми – то есть, не могут заработать денег на своё существование.
При этом просто попросить у федерального центра недостающую сумму, регионам
нельзя. Скорее, наоборот, область «вписывается» в ту сумму дотаций, которую
предлагает федеральный центр. То есть, сначала определяются доходы, потом размер
дотации, и под итоговую сумму «подгоняют» расходы. И при этом всё же образуется
ещё и дефицит. Внимательные читатели, наверняка, заметили, что расходы области в
нынешнем году больше доходов на 2,9 млрд. руб. Это и есть дефицит.
При
этом федеральный центр ясно дал понять – больше делиться не будем. Так что же
может сделать Воронежскую область богаче? Перед тем, как ответить на этот
вопрос, не лишним будет вспомнить об общепринятых
заблуждениях.
Заблуждение 1. Федеральный центр делает большое
благо, дотируя регионы
С каким трепетом часто говорят о том, что
тому или иному губернатору удалось получить для региона федеральные деньги – на
ремонт дорог, на жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. Москва в этой ситуации
выглядит в очень выгодном свете. На деле она отдаёт регионам в основном то, что
те сами заработали и перечислили в федеральный бюджет.
Посмотрим как это
происходит. В 90-е годы часть налога на добавленную стоимость оставалась в
регионе. Потом НДС забрал себе федеральный бюджет, и краям и областям стало не
хватать собственных доходов. В итоге большая часть регионов России, в том числе
и Воронежская область, считается убыточной и дотируется из федерального бюджета.
Федеральный бюджет теряет на этом немного. К примеру, в случае с Воронежской
областью сумма полученных областью дотаций скоро будет равна тому, что она в
виде налогов перечисляет в федеральный бюджет.
Заблуждение 2.
Заработать нам помогут воронежские чернозёмы
Что точно не
пополнит бюджет области в ближайшее время, так это сельское хозяйство. Сельское
хозяйство, по словам председателя Облдумы Владимира Ключникова, обеспечивает в
первую очередь рабочие места на селе. Занято в сельском хозяйстве 22 % жителей
области, а в общую копилку доходов бюджета оно приносит всего около 4 %. В
следующем году это будет около 1,8 млрд. руб. Для сравнения – примерно столько
же в бюджет в виде акциза перечислит воронежский
пивзавод!
Заблуждение 3. Если заводы Воронежа оживут, бюджет
наполнится
«Промышленные гиганты», «лидеры отрасли»... К
сожалению, все эти эпитеты в далёком прошлом. Авторы стратегии
социально-экономического развития признают, что в нынешних условиях
реанимировать многие крупные предприятия крайне сложно – их продукция либо не
нужна в больших объёмах, либо не выдерживает конкуренции. Но даже если это
случится, больших доходов ждать не приходится.
-- Предприятия
машиностроения в принципе не могут быть крупными налогоплательщиками, – говорит
руководитель департамента экономического развития области Анатолий Букреев. – Их
рентабельность составляет всего 7-9 %, а значит, собрать большой налог на
прибыль не удастся.
Поэтому реанимация таких предприятий это в первую
очередь новые рабочие места (что тоже нужно и полезно)
Богатство
регионов, как считают экономисты, сегодня в первую очередь зависит от того,
сумели они получить свою ренту от природных ресурсов или нет. Так, в Липецкой
области почти треть поступлений бюджета (около 17 миллиардов рублей)
обеспечивает Новолипецкий металлургический комбинат. У нас таких предприятий
нет. Крупнейшими налогоплательщиками из года в год становятся ЮВЖД, филиал
пивоваренной компании «Балтика», Нововоронежская АЭС, «Сбербанк». В первую
десятку лидеров входят также «Минудобрения» (Россошь), «Вымпелком», ВАСО. Вместе
первая десятка налогоплательщиков даёт бюджету области только около 20 % его
дохода. Так что заполучи Воронежская область Новолипецкий комбинат, мигом
оказалась бы в лидерах. Но придётся делать что-то
самостоятельно.
Что поможет области
заработать
Неофициально представители власти сходятся во мнении,
что в первую очередь нужно отменить бюджетную ловушку, установленную законом.
Сегодня регион, который старается развивать промышленность и привлекать
инвестиции, довольно долго будет жить также как и остальные. Дело в том, что как
только собственные доходы области растут, уменьшается дотация из федерального
бюджета. Так, к примеру, как рассказал «МОЁ!» руководитель департамента
экономического развития области Анатолий БУКРЕЕВ, в 2011 году в области ждут на
6 миллиардов больше налоговых поступлений (то есть, даже с учётом инфляции есть
рост). Но одновременно с этим почти на 10 миллиардов уменьшились и перечисления
из федерального центра.
Большую ставку область делает на индустриальный
парк «Масловский», в котором будут работать новые прибыльные предприятия. По
словам первого вице-губернатора Александра Гусева, уже сегодня в Масловской
индустриальной зоне действуют 6 крупных промышленных объектов. Главный из них –
трансформаторный завод компании «Сименс»
Правда, о сроках и цифрах в
правительстве области пока не говорят. Стратегия развития области, утверждённая
областным законом, очень хорошо описывает сегодняшнее положение дел и упирает на
инвестиции и инновации в будущем. Но, к сожалению, крайне туманно говорит о том,
как добиться того и другого. Если говорить о конкретике, основную надежду авторы
возлагают как раз на природную ренту - с разведанных в Воронежской области
месторождений никеля. Воронежская провинция – последняя самая крупная
никельсодержащая провинция в Европе. На месторождение претендуют Уральская
горно-металлургическая компания (УГМК) и «Норильский никель». Конкурс должно
организовать правительство России. Воронежские власти, по словам губернатора,
попросили правительство предусмотреть, чтобы освоение месторождений началось в
ближайшее время, так как это принесёт дополнительные деньги в бюджет.
Металлургические компании же, скорее всего, заинтересованы в другом – беречь
месторождения до того времени пока цена на полезные ископаемые не вырастет из-за
их дефицита. Как разрешится это противостояние пока неизвестно.
Общегосударственные вопросы это в первую
очередь содержание органов власти (от зарплаты служащим до денег на подарки
высокопоставленным гостям области и расходов на канцелярские товары). В эту же
статью входит резервный фонд на случай чрезвычайных ситуаций – таких, как лесные
пожары 2010 года. В статье «Национальная экономика» заложены расходы на сельское
хозяйство, транспорт, газификацию, лесное хозяйство, охрану окружающей среды и
т.д.). Расходы на здравоохранение и образование включают в себя десятки
параметров, но основная часть приходится на зарплату врачей и преподавателей. В
случае с социальной политикой речь идёт о выплатах и компенсациях, положенных
региональным льготникам.
График № 1 График
наглядно говорит о том, что бюджет, по сути, общественный кошелёк, пополняем
который мы. Большая часть доходов бюджета – это заработанные нами деньги
-- налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налог на имущество
организаций. Или деньги, которые мы заплатили за некоторые товары (в их
стоимость входит акциз). Что интересно, в случае с бюджетниками, а также
военными и милиционерами государство возвращает деньги само себе. То есть, с
зарплаты учителей и врачей, которая выплачивается из бюджета, удерживаются и
снова возвращаются в тот же бюджет 13 % налога на доходы физических лиц. И даже
то, что считается неналоговыми доходами – тоже поступления от жителей области.
Здесь в основном речь идёт о штрафах. Так, к примеру, с помощью гаишников и
камер видеонаблюдения в наступившем году планируется собрать 205 миллионов
рублей штрафов за нарушение правил дорожного движения.
Инфографика
Надежды РАХМАНИНОЙ.
Читать все комментарии