В Воронеже кассы «Ежевика» сделали добросовестных плательщиков должниками за услуги ЖКХ
Фирма, принимавшая платежи горожан, не перечислила поставщикам коммунальных услуг деньги за март и канула в Лету
Телефон редакции в последние дни буквально раскалился от звонков читателей, которые, похоже, стали жертвой аферы. Некоторые воронежцы, в основном пожилые люди, около года оплачивали услуги ЖКХ в коммунальных кассах «Ежевика», расположенных в 14 супермаркетах города. Получив в апреле квитанции за март, горожане вдруг обнаружили, что стали должниками. То есть все деньги, которые они заплатили в марте за февраль, так и не дошли до поставщиков услуг. Между тем сами кассы закрыты на замок…
Как сквозь землю провалились
75-летняя жительница улицы 9 Января Людмила Емельянова оплачивала услуги ЖКХ в кассах «Ежевика» из-за их близости к дому. Ближайшая касса была расположена буквально в двух шагах — в двухэтажном здании, где находится один из сетевых магазинов.
— Во-первых, в «Ежевике» процент за перевод денег меньше, чем в банке. Во-вторых, девочки-кассиры очень вежливые были, всегда на все вопросы отвечали, — объясняет свой выбор Людмила Ивановна. — Проблемы начались в марте. Мне вдруг пришла квитанция с долгом за февраль. Но кассиры всё объяснили. Они обратили моё внимание на строчку в квитанции «Последнее перечисление поставщику». Там стояло 29 февраля. То есть деньги, которые я заплатила 16 февраля, «Ежевика» всё-таки перечислила. Но 29-го, когда было уже поздно. Девочки успокоили меня. Сказали, что никакой я не должник и что поставщики зачтут мои средства в следующем месяце. Поэтому квитанцию за март я снова оплатила в «Ежевике».
Однако, получив счёт за март, Людмила Емельянова вновь обнаружила в нём долг. Причём, судя по квитанциям, последний раз «Ежевика» перечислила её деньги поставщикам 29 февраля. Естественно, Людмила Ивановна пошла разбираться и… наткнулась на закрытую кассу. Сотрудники «Ежевики» в буквальном смысле слова исчезли.
Корреспонденты «МОЁ!» отправились к той самой кассе и перед закрытым окошком столкнулись с владельцем двухэтажного здания на ул. 9 Января Романом.
— Я сам хочу разыскать эту «Ежевику», — уверял он. — Они арендовали у меня помещение. Срок оплаты — 6-го числа каждого месяца. Но 6 апреля деньги не пришли. Финансовый директор этой организации неделю морочила мне по телефону голову и кормила завтраками. Потом сказала, что они продали свою «Ежевику». А сейчас все её телефоны отключены.
В течение следующих десяти минут к закрытой кассе подошли ещё двое местных жителей, которые благодаря «Ежевике» стали должны поставщикам коммунальных услуг. Сергей Ананьев «задолжал» около 5 тысяч рублей, Татьяна Пронина — около 2,5 тысячи.
Спишут ли поставщики услуг вынужденные долги
Таких обманутых плательщиков, как они, сотни, если не тысячи. В Главном управлении МВД «МОЁ!» сообщили, что на сегодня с заявлениями на «Ежевику» в полицию обратились уже около 300 воронежцев. Обманутые плательщики продолжают приходить в отделы полиции. Сейчас полицейские разыскивают владельцев «Ежевики».
По нашей информации, ООО «Коммунальные кассы «Ежевика» руководит Алексей Поддубицкий. К сожалению, номер телефона Поддубицкого, который нам удалось разыскать, недоступен. Не отвечает он и на сообщения в социальных сетях.
Главный вопрос, который волнует попавших в неприятную историю воронежцев, зачтут ли поставщики услуг их долг в случае предъявления документа об оплате (чека «Ежевики»). Похожая ситуация сейчас сложилась в Липецке. Там закрылись, не перечислив деньги поставщикам, «Городские кассы — Л». И некоторые липецкие поставщики ресурсов заявили, что считают своих клиентов добросовестными плательщиками и попробуют разыскать потерянные деньги самостоятельно. В Воронеже всю неделю поставщики и управляющие компании ходили вокруг да около, но прямого ответа пока не дали.
Определённо ответил лишь директор воронежского филиала ОАО «Квадра» Николай НАЗАРОВ.
— Оплату нашим абонентам мы зачтём только тогда, когда придут деньги, которые они заплатили «Ежевике, — говорит Николай Назаров.
Свою позицию он объясняет тем, что его компания не заключала с «Ежевикой» никаких договоров на перевод денежных средств.
Об отсутствии договоров с «Ежевикой» твердили и управляющие компании, и компания «ТНС Энерго». Но как же тогда это ООО смогло перечислять деньги по квитанциям? Как выяснилось, это несложно. Поставщики услуг обязаны заключать договоры с банками. И ООО «Коммунальные кассы «Ежевика», оказывается, считалось контрагентом одного из банков.
Почему на рынке платежей появились сомнительные кассы
Всего лишь несколько лет назад подавляющее большинство горожан оплачивало счета за услуги ЖКХ в банках и почтовых отделениях. Так почему же вдруг появились платёжные посредники — «Городские кассы», «Ежевика» и другие?
Дело в том, что раньше при оплате услуг ЖКХ воронежцы не платили комиссию за услуги платёжных организаций. За услуги по переводу средств банкам и почте платили управляющие компании и поставщики услуг. Конечно, это не было благотворительностью, комиссия так или иначе была включена в тарифы, и банки и почта своё получали. А вот коммунальным кассам-посредникам просто невыгодно было бы работать.
В 2014 году правительство области и мэрия Воронежа учредили ОАО «ЕПСС ЖКХ ВО» (Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области). По настоятельной просьбе сверху именно этой организации доверили функции расчётных центров многие управляющие компании и поставщики ресурсов. При этом «ЕПСС» заявила, что теперь комиссия не включена в тарифы и её нужно оплачивать отдельно — непосредственно в момент перечисления денег.
Каждая платёжная организация выставляет собственную комиссию за перевод средств. И, конечно же, многое воронежцы искали платёжные организации с наименьшей комиссией. Тут и распахнули гостеприимно свои окошки подобные коммунальные кассы.
В совете директоров «ЕПСС» правительство области представляет руководитель государственной жилищной инспекции Диана ГОНЧАРОВА. В понедельник, 16 апреля, мы поинтересовались у Дианы Ивановны, есть ли у ЕПСС возможность вновь включить комиссию в квитанции, чтобы не создавать простор для творчества различным аферистам. Увы, ответ был отрицательным.
— Есть нормативные акты, по которым граждане сами должны оплачивать услуги банков, — ответила Диана Гончарова.
Ну а к вопросу о том, что произошло с «Ежевикой» и что будет с долгами, внезапно возникшими у добросовестных плательщиков, «МОЁ!» вернётся в ближайшее время.
Самую большую комиссию — около 3% от суммы платежа — банки взимают при оплате квитанций наличными через операциониста. При оплате с помощью банковских онлайн-приложений в Интернете комиссия в большинстве случаев не взимается.
С 1 января 2016 года пеня должнику за услуги ЖКХ начинает начисляться уже со второго месяца просрочки платежа.
Читать все комментарии