Воронежские УК массово фальсифицируют протоколы общих собраний жильцов?
Поводом для проверки Следственного комитета стал протокол, в котором обнаружилась подпись умершей пенсионерки
О том, что некоторые управляющие компании фальсифицируют протоколы общих собраний жильцов, воронежцы говорят давно — с тех пор как в ряде домов жильцам начали приходить сразу по две квитанции от разных управляющих компаний. При этом каждая компания в таких случаях утверждала, что руководствуется решением жильцов (подробнее о других возможных поводах для фальсификации читайте ниже). Однако все эти заявления до недавних пор не были подкреплены документально. И вот недавно, едва ли не впервые, протокол общего собрания был признан недействительным в суде. А по сообщениям о фальсификации начало проверку региональное управление Следственного комитета.
15 марта суд Советского района Воронежа признал недействительным протокол общего собрания дома № 5 по улице Шендрикова. Об этом «МОЁ!» сообщил заместитель председателя общественного совета по вопросам ЖКХ при городской Думе Андрей СМИРНОВ. Эта история даже стала поводом для сюжета Первого канала. И спустя час после того, как о казусе рассказали по ТВ, управление Следственного комитета сообщило, что начало проверку. А вскрылась эта история после того, как у жильцов начались проблемы с оплатой за обслуживание домофонов.
Напомним, в 2015 году расчётный центр ЕПСС по ходатайству управляющих компаний включил плату за домофон в общую квитанцию. При этом отдельные платёжки продолжали присылать жильцам домофонные компании, которые изначально устанавливали и обслуживали домофоны. Но управляющие компании заявили, что домофон — часть общедомового имущества, которое обслуживать должны они сами. То есть жильцам теперь следует платить не домофонным организациям, а УК. Управляющие организации утверждали, что договоры со специализированными организациями, которые впредь будут следить за домофонами, они заключили не иначе как по решению общих собраний жильцов.
Домофонные организации и предприниматели, которые работали на этом рынке раньше, обратились в антимонопольную службу. Разбирательство длилось больше года. В качестве доказательства волеизъявления жильцов сменить обслуживающие организации управляющие компании предоставили в арбитражный суд копии 250 протоколов общих собраний. Один из таких протоколов и попал в руки старшей по дому № 5 на Шендрикова Альбине Мамыкиной…
— Смотрю и глазам своим не верю, — рассказывает Альбина Петровна. — Оказывается, в сентябре 2016 года без меня жильцы провели общее собрание по вопросу платы за домофон. Председателем якобы была моя соседка Раиса Титова, а секретарём — Нина Гончарова. В протоколе значится дата — 21 сентября 2016 года. Но Нина Васильевна умерла ещё в апреле…
— Да и я никакого собрания не организовывала! — категорично заявляет Раиса Титова.
Жильцы обратились в суд с исковым заявлением о признании протокола общего собрания недействительным. Суд эти требования удовлетворил. Правда, так как сам протокол попал к жильцам окольным путём, точка в деле не поставлена. Представители ООО «Управляющая компания РЭК № 22 Советского района» уверяли на суде, что никогда этого протокола не видели и в своей работе руководствовались другими протоколами.
Сейчас Следственный комитет должен решить, есть ли в случившемся признаки преступления. Если они обнаружатся, то будет возбуждено уголовное дело, и, возможно, это будет первым шагом в наведении порядка в отношениях между жильцами и управляющими компаниями. Увы, есть большие основания подозревать, что подделка протоколов в Воронеже носит системный и массовый характер.
Председатель общественного совета по вопросам ЖКХ при Гордуме Светлана КРАВЦОВА уверяет, что, судя по обращениям воронежцев, управляющие компании в Воронеже сфальсифицировали в свою пользу сотни протоколов общих собраний. Правда, самим жильцам доказать это крайне сложно. Для этого как минимум нужно обращаться в суд. Но ведь далеко не в каждом доме найдётся хотя бы один жилец, который был бы готов тратить своё время и нервы на судебные тяжбы.
От себя добавим, что сейчас всё зависит от воли начальника ГУ МВД Александра Сысоева и руководителя регионального управления Следственного комитета Кирилла Левита. Если они поручат подчинённым проверить не только случай с домом № 5 по Шендрикова, но и другие протоколы общих собраний (начать можно как раз с 250 протоколов, которые предоставили в суд по «домофонному» делу управляющие компании), может вскрыться много интересного. А если всё ограничится одной компанией и одним отдельно взятым домом, понятно, что ситуация в корне не поменяется.
Как и для чего могут подделывать протоколы общих собраний
Судя по обращениям читателей «МОЁ!», спорные протоколы общих собраний жильцов чаще всего появлялись в следующих случаях.
Чтобы забрать дом у прежней УК. Увы, квитанции от разных УК, претендующих на один и тот же дом, для Воронежа не редкость. Обычно каждая из УК утверждает, что именно у неё на руках настоящий протокол общего собрания, на котором жильцы выбрали услуги именно этой компании. В таких случаях обычно имеет место полная или частичная фальсификация протоколов одной (или сразу двумя) УК.
Для повышения тарифов. По Жилищному кодексу тариф на содержание жилья управляющие компании вправе повышать только с разрешения жильцов. У управляющих компаний есть сотни протоколов, в которых жильцы почему-то разрешают УК ежегодно повышать тарифы автоматически на уровень инфляции.
Для того чтобы снять с УК ответственность за траты на общедомовые нужды. С 1 января 2017 года по закону плата за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды должна начисляться жильцам по нормативу потребления. Сверхнормативное потребление должно было лечь на плечи управляющих компаний. И здесь у УК обнаружились сотни протоколов общих собраний, в которых жильцы почему-то решили отказаться платить за ОДН по нормативам и якобы хотят платить по показаниям счётчиков, хотя в большинстве случаев такая плата выше.
Как сделать протоколы прозрачными?
На наш взгляд, в процедуре составления протоколов общих собраний явно не хватает государственного или муниципального контроля. К примеру, на общих собраниях жильцов вполне мог бы присутствовать сотрудник управы района, который своей подписью подтверждал бы, что собрание состоялось. Не секрет, что многие собрания в домах проводятся заочно — путём обхода квартир. Но и здесь управа района могла бы осуществлять выборочный контроль. Ещё одна идея, которая кажется нам разумной, — это номерные бланки протоколов собраний. Такая мера в разы снизила бы желание составлять подложные документы. Наверняка специалисты могут предложить и другие варианты, было бы желание… Редакция «МОЁ!» намерена обратиться с вышеизложенными предложениями в Министерство строительства и ЖКХ РФ и в правительство области. С реакцией мы вас ознакомим, как только получим ответы.
Читать все комментарии