Почему более половины воронежских льготников могут остаться без лекарств?
Областной казне помимо собственного дефицита придётся компенсировать нехватку средств, которые поступят из госбюджета на федеральных льготников
Льготники, получающие бесплатные лекарства по региональной программе, уже много лет находятся в положении бедного родственника. В редакцию «МОЁ!» в конце прошлого года поступала масса жалоб на перебои с поставками лекарств, порой люди месяцами дожидались своих препаратов. Похоже, в этом году ситуация ещё более осложнится.
«Вынужденное софинансирование» и его последствия
Напомним, на бесплатные лекарства для льготных категорий граждан выделяют деньги как федеральный, так и региональный бюджет. Федеральные льготники — это участники ВОВ, инвалиды, ветераны труда, лица с некоторыми заболеваниями (муковисцидоз, онкология, астма и др.). Кого отнести к региональным льготникам, решается на местах. В нашей области это, например, диабетики без инвалидности, лица, страдающие сердечно-сосудистыми болезнями, ревматоидным артритом, а также люди с редкими (орфанными) недугами, например синдромом Хантера.
Сейчас в нашей области 37 тысяч человек получают лекарства по федеральной льготе и 175 тысяч — по региональной. Но это не значит, что первым нужно значительно меньше средств.
Как сообщили нам в областном департаменте, 86% федеральных льготников отказалось от соцпакета в пользу денежной компенсации. Оставшиеся 14% — те, кому нужны очень дорогие лекарства. На их обеспечение в этом году федеральная казна выделит 452 млн рублей. Это почти на 200 миллионов меньше, чем необходимо. Откуда возьмутся недостающие деньги? Их вынужденно компенсирует региональный бюджет, взяв из средств, заложенных на закупку лекарств для региональных льготников.
Как это скажется на «региональниках»? Давайте произведём подсчёты. В областной казне на их нужды предусмотрено 560,7 млн рублей, на 94 млн больше, чем в 2016 году. Правда, ситуацию это не спасает, ведь эта сумма на 25% (или на 186 млн рублей) меньше, чем необходимо, чтобы каждый льготник получил свои препараты. А теперь вычтем ещё 200 миллионов «вынужденного софинансирования». Получается, что на закупку лекарств для региональных льготников остаётся 360 миллионов, или меньше половины от нужной суммы…
«Лекарств хватит… я надеюсь»
Неудивительно, что заместитель руководителя областного департамента здравоохранения Наталия НЕХАЕНКО обрисовывает перспективы на текущий год в весьма осторожных выражениях:
— Лекарств хватит… я надеюсь. Мы стараемся экономить, как можем. Проводим торги, ориентируясь на минимальные цены от поставщиков. Закупаем не оригинальные препараты, а в основном дженерики. Это аналоги с доказанной эффективностью, но в их случае не надо переплачивать за торговую марку, рекламу. Также мы просим врачей крайне взвешенно подходить к назначению тех или иных лекарств, чтобы их получили действительно нуждающиеся.
Кроме того, около 90% льготных лекарств сейчас составляют отечественные препараты — несмотря на неоднозначную реакцию пациентов и врачей, государство неуклонно соблюдает политику импортозамещения.
Что это означает на практике? Несложно предположить: чтобы хватило на всех или хотя бы на большую часть, по льготе будут предлагаться самые дешёвые препараты — напомним, в рецептах не пишут торговую марку, а только действующее вещество. Судя по всему, большие сложности с получением лекарств возникнут у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. По данным облздрава, на закупку лекарств для них и так тратится всего 3,5% всех средств. А между прочим, гипертоническая болезнь — один из самых популярных диагнозов среди жителей области. Ну и, честно сказать, даже при самой жёсткой экономии, сложно представить, как может хватить лекарств на всех региональных льготников, если выделено 48% от нужной им суммы…
«Как будто за месяц мой диабет куда-то денется!»
Корреспонденты «Ё!» проехали по льготным аптекам города — фармацевты продемонстрировали нам заполненные до верху холодильники. Это неудивительно — перебои с поставками лекарств обычно начинаются к концу года, когда бюджетные деньги заканчиваются. Сами пациенты тоже признают, что пока проблем с получением не было.
— Но, знаете, пока получишь этот рецепт, можно себе пару новых болячек заработать, — жалуется житель Коминтерновского района Владимир БЕЗРУКОВ. — Я каждый месяц должен ходить на приём к терапевту в свою 3-ю поликлинику — как будто за месяц мой диабет куда-то денется! Сначала пойти, взять талон, потом отстоять в очереди… Порой машу на всё рукой и покупаю лекарства за свои кровные — у меня ж дома мешки с наличностью стоят по углам! Когда в поликлиниках появится система, чтобы рецепты выписывала отдельная дежурная медсестра или доктор?
Заметим, что такие дежурные сестринские пункты уже начали появляться в воронежских поликлиниках в рамках программы модернизации — со временем по планам она должна охватить все амбулатории города. Но это уже другая история. А пока мы обещаем, что будем следить за развитием событий.
Читать все комментарии