«У таксистов есть чёрные списки пассажиров»
Водитель такси рассказал нам о секретах своей профессии, о заработках и конфликтных пассажирах
«Наши люди в булочную на такси не ездят». Эта фраза из кинокомедии «Бриллиантовая рука» знакома каждому. Но то, что в советское время было почти роскошью, сегодня для многих ежедневная необходимость. Кто же сегодня пользуется такси чаще других? Кто сидит за баранкой и много ли можно заработать?
«На «копейке» в таксисты не возьмут»
28-летний Алексей Григорьев работает таксистом уже 4 года в одном из городов Черноземья. Сейчас для него это не основной вид заработка, а способ подработки. Алексей женат и воспитывает 4-летнего сына. Жена — домохозяйка, сидит с ребёнком. Таких, как он, по словам Алексея, среди таксистов большинство — семейные люди, которым не хватает на жизнь одной зарплаты.
— Началось всё с того, что несколько лет назад мне пришлось уволиться с работы, — говорит Алексей. — Первые полтора года, пока искал работу, работал исключительно в такси почти круглосуточно. Платить за жильё и семью кормить надо.
Чтобы начать таксовать официально, необходимо зарегистрировать ИП, приобрести таксометр и «шашечки» и получить лицензию в областном управлении дорог и транспорта. Есть ещё один способ — заключить договор с тем, кто уже открыл подобное ИП.
— Главное наличие авто не старше 1999 года, — говорит Алексей. — Требования к водителям — минимум три года водительского стажа. Необходимо проходить регулярный медосмотр. Если машины нет, то её можно арендовать, но тогда особо не заработаешь.
В сутки за аренду автомобиля водитель платит от 1 до 2 тысяч рублей. И неважно, сколько вызовов принял и вышел ли вообще на линию. Если же автомобиль свой, то по договору со службой такси водитель платит им 10% с каждого заказа.
— Через терминал электронных платежей ты на счёт, номер которого является номером твоего позывного, кладёшь некую сумму, и, когда получаешь заказ, со счёта списываются в пользу фирмы 10% от стоимости заказа, — говорит Алексей. — Чтобы ехать на заказ, водитель должен убедиться, что на его счёте достаточно средств.
С рациями в такси уже никто не работает, всё осуществляется через мобильное приложение в смартфоне. В среднем за вечер можно выполнить 6 — 7 заказов. В месяц выходит около 30 тысяч рублей, 15 из которых уходит на бензин. В качестве подработки Алексея это устраивает.
Мобильные приложения доплачивают водителям
Недавно появились мобильные приложения для вызова такси. Они предлагают низкие цены клиентам, а водителям — выгодные условия сотрудничества. Тариф начинается с 50 рублей. Если водитель берёт от 20 заказов в день, то ему фирма доплачивает за выполнение невыгодных заказов. К примеру, поездка для пассажира обойдётся в 60 рублей, и, чтобы водители не отказывались от таких мелких заказов, фирма платит водителю сверху ещё около 100 рублей. Минус, по словам водителей, в том, что ты не можешь выбирать себе заказ.
— Тебя, по сути, ставят перед фактом заказа, и ты должен его отработать, — говорит Алексей. — Я так не могу, автомобиль жалко, мало ли куда пошлют.
По словам Алексея, раньше ночные клубы доплачивали таксистам за каждого привезённого к ним клиента.
— Как-то я возил сибиряка, который сначала поехал в стриптиз-бар к одним ночным бабочкам, потом к другим, — рассказывает Алексей. — На следующий день он попросил забрать его с друзьями, и они катались по той же программе. Катал их тогда всю ночь и заработал 8 000 чистыми.
Чёрный список
Алексей также рассказал, из чего складывается цена поездки.
— Первое — это подача автомобиля, 50 рублей. Её клиент обязан оплатить, даже если передумает ехать, — рассказывает Алексей. — А если таксист ждал и клиент не поехал, то в таких случаях цена неустойки формируется из 50 рублей + 5 рублей за минуту ожидания. В формулу расчёта входит стоимость километра — 11 — 12 рублей по городу и 14 — 15 рублей по трассе.
Стоимость минимальной поездки составляет 80 рублей, в неё входит доставка автомобиля и два километра пути, а также 5 минут ожидания клиента.
— Случаи, когда клиенты платят за ложный вызов, крайне редки, — говорит таксист. — Но у меня было таких несколько. Однажды клиент вызвал такси для девушки, но в какой-то момент уговорил её остаться. Мужчина щедро расплатился со мной, дабы побыстрее отделаться, пока девушка не передумала. Есть люди, которые решили продолжить праздник и в хорошем настроении компенсируют водителю ложный вызов.
Бывали и такие случаи, когда клиент платить отказывался. Недавно о подобном инциденте узнала вся страна. В Хабаровске водитель такси, пассажиры которого отказались платить, заставил их вымазать лицо зелёнкой. В итоге водителя уволили.
— Вообще, достаточно намекнуть на применение силы и вызов полиции, как деньги сразу же находятся, — рассказал Алексей. — Либо их кто-то оперативно подвозит. Поэтому до открытых конфликтов с пассажирами, как правило, не доходит.
Неадекватных пассажиров мужчина старается определять на подходе. Благо опыт позволяет. А клиенты с плохой историей заказов попадают в чёрные списки, которые ведут фирмы-перевозчики. Если пассажир регулярно не выходит на заказ или не оплачивает его, то на его номер вешается долг. Когда с этого номера поступает очередной вызов, водитель это видит и игнорирует его.
Отметим, что в Воронеже конфликты между пассажирами такси и водителями происходят регулярно. В апреле 2015 автомобилист ударил женщину, которая отказалась выходить из машины на полпути. А в ноябре 2016 две девушки перепутали адрес места назначения и также стали жертвами рукоприкладства водителя. Происходят и обратные ситуации. Летом этого года двое мужчин напали на таксистку — им нечем было платить, и они порезали девушку ножом.
Читать все комментарии