«Летел в СССР и искал железный занавес»: первые иностранные студенты о Воронеже

25.01.2018 21:56
4654
4

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Сейчас никого из воронежцев не удивляет большое количество иностранцев на улицах города. А первые студенты из других стран 50 лет назад в Воронеже были в диковинку. При Воронежском государственном университете подготовительный факультет для иностранных студентов был создан полвека назад — в 1967 году. На подфаке в течение года студенты из-за рубежа должны были освоить русский язык, прежде чем пойти на факультет по своей специальности. Всего за время существования подфака (сейчас – Институт международного образования) прошли обучение по различным образовательным программам в ВГУ более 14 тысяч иностранных студентов из 127 стран Европы, Америки, Азии и Африки.

Одним из первых преподавателей подфака была Зинаида Размустова. До работы со студентами 15 лет она вела русский и литературу в школе. А в 39 ей предложили перейти в ВГУ. На подготовительном факультете она проработала 20 лет. Сейчас Зинаиде Ивановне 89, она бережно хранит фотографии со своими студентами-иностранцами, подарки от них и письма.

300 рублей на отдых для студента

Преподавать русский на подфаке Зинаида Ивановна начала с сентября 1967 года. Одной из первых стран, с кем ВГУ заключил сотрудничество, был Вьетнам.

— Мне досталась группа из четырёх парней-вьетнамцев, — вспоминает Зинаида Размустова. — Захожу в аудиторию, а у самой ноги трясутся — я на их языке ни слова не знаю, и они по-русски не понимают. Я им улыбнулась, и они тоже стали улыбаться. Какое-то чутьё или опыт работы в школе помог, что-то нарисовала, объяснила — и дело пошло.

Обучение иностранцев финансировали различные организации: профсоюзы, ЦК комсомола и другие. За счёт Советского Союза каждую осень студентам из других стран предоставляли одежду — в основном это были одинаковые тёмные пальто с меховым воротничком, головные уборы. Особенно иностранцам нравились шапки-ушанки.

Ещё им выделяли каждое лето на отдых по 300 рублей (для сравнения — ежемесячная зарплата инженера составляла 120 — 140 рублей). На эти деньги студенты могли в сопровождении преподавателей поехать в Дома отдыха, некоторые иностранцы успевали и в России отдохнуть, и на родину съездить, и даже на заработки в Европу.

Зинаида Ивановна со своими первыми студентами из Вьетнама

— С моими первыми студентами из Вьетнама мы очень подружились. До выпуска они приходили ко мне в гости домой по праздникам, я их сажала за стол вместе с семьёй, — говорит Зинаида Ивановна. — Очень забавно, что на первом курсе они вообще не пили, а курсе на четвёртом-пятом просили им налить немножко водки. А вообще вьетнамцы нас удивляли своими строгими порядками. Им нельзя было создавать браки с иностранцами. И была история, что у девочки из Вьетнама случился роман с парнем из Африки. Кошмар, что они пережили! Как над этой девочкой издевались! А когда она на родину вернулась, её отправили работать в деревню.

Кокос для русской мамы

За 20 лет Зинаида Ивановна успела поработать со студентами из Конго, Мали, Уганды, Того, Эфиопии, Индии, Сирии, Афганистана, Венесуэлы, Доминиканы, Мексики. С особой теплотой она отзывается об африканцах.

— Студенты из Африки владели французским, и им было легче перейти на русский, чем жителям Азии, — говорит Зинаида Ивановна. — Каких только смешных случаев у нас не было! Один парень из Африки говорил мне: «Я летел в самолёте и не мог понять, где же железный занавес?!». Представляете, ещё в те годы в других странах вырабатывали страх перед Советским Союзом. Многие мои студенты писали своим друзьям, чтобы не боялись приезжать учиться в СССР, потому что здесь такие преподаватели, каких нигде нет. А один парень из Мали, помню, возвращается с каникул, бежит ко мне с завёрнутым в тряпочку кокосом и говорит: «Это моя мама передала русской маме».

Зинаида Ивановна рассказывает, что иностранцам нравился Воронеж, особенно местные девушки. Над созданием доброжелательной обстановки усердно работали преподаватели, общались с жителями соседних с общежитием домов, даже проводили воспитательную беседу в университетском буфете, чтобы продавщицы не обсчитывали иностранцев.

Наша собеседница рассказывает, что только один раз ей пришлось оставить студента на второй год за неуспеваемость. Это был парень из Латинской Америки, которому никак не давался русский язык.

— Такой смешной парень был, — с улыбкой вспоминает Зинаида Размустова. — Привёз мне белую вазочку с цветами из шёлка и говорит: «Смотри никому не подари». Вообще не только студенты из Латинской Америки не уделяли учёбе большого внимания. Ребята из арабских стран тоже не отличались старанием, но зато они быстро схватывали разговорную речь, потому что сразу же после приезда в нашу страну начинали общаться с русскими девушками.

В ТЕМУ

«Русские и собаки — хорошие друзья»

Высказывания иностранных студентов на начальной стадии обучения о России и Воронеже (из сборника под редакцией Е. Акаткиной):

«Природа в Воронеже очаровательная. Особенно зимой и летом люди часто позабывают обо всём. Здесь есть кристально-чистая вода — это Воронежское море».

«Русские очень любят собак. Русские и собаки — хорошие друзья».

«Русские девушки очень красивые. У них светлые волосы, голубые глаза, бледное лицо и высокие носы».

«Благодаря иконописи искусство живёт в каждом доме в красных углах».

«Иван IV принял тютель царя (видимо, имелось в виду «титул». — «Ё!») и разбил активную деятельность».

«Россия — красивая и поместительная страна».

Фото:

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «МАХ», а видео смотрите в «VK Видео».