Юрий Башмет в Воронеже рассказал о съёмках для церемонии открытия ЧМ

Знаменитый альтист и дирижёр выступил на Платоновском фестивале с камерным ансамблем «Солисты Москвы»

17.06.2018 11:55
МОЁ! Online
1

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

2613
  

Вчера, 16 июня, в рамках Платоновского фестиваля в филармонии выступил известный альтист и дирижёр Юрий Башмет вместе с камерным ансамблем «Солисты Москвы». Кстати, этот коллектив впервые принимает участие в Платоновфесте. Для концерта в Воронеже Юрий Башмет выбрал произведения Георгия Свиридова, Альфреда Шнитке, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича. Перед выходом на сцену филармонии Юрий Башмет на пресс-конференции рассказал о съемках в церемонии открытия чемпионата мира по футболу, сотрудничестве с Дианой Арбениной и своем образовательном центре в Воронеже.

«Ударил по мячу первый и последний раз в жизни»

— Юрий Абрамович, расскажите, как проходили съёмки видео для церемонии открытия чемпионата мира? Что вам больше всего запомнилось?

— Мы играли со Всероссийским юношеским симфоническим оркестром. Девочкам пошили лёгкие платья, мальчикам — костюмы. А снимали мы почти под дождём, было очень холодно. У меня ситуация была ещё сложнее: они все сидели, а я стоял на возвышении. И все съемки проходили на понтоне на реке, всё время было такое покачивание. А если пароход проходил, то вообще волна шла. Я хватался за дирижёрский пульт, который не был закреплён. Это было чисто психологическое, что есть за что схватиться. Но надо было видеть лица этих музыкантов, потому что все они были счастливы и рады, что во всём этом участвуют. Для них это было огромное событие. Они приехали из разных уголков нашей страны. Какое исполнить произведение, я сам не выбирал. Мне предложили первый концерт Петра Чайковского. Я считаю, что это стопроцентное попадание. Это была изнуряющая запись, а потом мы уже все живьём играли.

— В видео вы отлично приняли пас. Вы раньше в футбол когда-нибудь играли?

— Это был, видимо, мой первый и последний удар по мячу в жизни. На самом деле три удара, потому что снимали несколько дублей. Это был для меня самый сложный момент. Мяч же не на траву бросили, а на площадку, отскок мяча большой. Сзади меня вода, спереди оркестр, а я на маленьком пятачке. Я же не Зидан какой-нибудь! В детстве я не бегал во дворе с мячом. Играл в хоккей, мне очень нравились коньки, фехтование, метание ножей. По фехтованию я даже получил юношеский разряд, но потом меня мама оттуда забрала, чтобы кисть не стала жёсткой, для смычка это не подходит.

— Вы можете назвать себя футбольным болельщиком?

— Понятно, что я буду болеть за нас. Но у меня нет таких фаворитов, которых я мог бы назвать, как, например, среди классических музыкантов. Конечно, когда за мячом не дураки бегают, а когда там есть организация, индивидуальные качества — это вызывает восторг. Я болею, чтобы свершилось чудо и наша команда дальше двигалась. Вот видите, я ударил по мячу — и выиграли 5:0 (смеётся).

«В любом жанре ценю талант и вкус»

— Диана Арбенина называет вас самым рок-н-ролльным дирижером России. Подобные выступления с рок-музыкантами для вас это своего рода хулиганство?

— Мне нравится всё талантливое в любом жанре. И поскольку я через всё сам прошел в юности, мне очень нравятся работоспособность и талант Дианы Арбениной. Но то, что она меня так называет, не значит, что я хулиганю на сцене. Есть драйв, наверное, и участие. При встрече я её спрошу, что она имеет в виду. Вот недавно с ней в Юрмале выступали.

— А с другими музыкантами вы поддерживаете творческие взаимоотношения?

— В разовом порядке случается. Когда-то мы делали концерт в честь юбилея группы «Браво». Как-то сотрудничали с бардом Сергеем Никитиным. Это было очень давно — концерт был посвящен Булату Окуджаве. Но вы знаете, в моей деятельности такие вещи занимают 0,1%, если посчитать все концерты за год. Меня очень тянет к джазу. Например, с Игорем Бутманом у нас есть долгосрочный проект. В любом жанре я ценю не только талант, но и вкус. А вкус, конечно, у каждого человека свой. Но всё-таки есть какие-то границы. Вкусом нужно заниматься всю жизнь, и это не только в творчестве. Так человек должен жить, мне кажется. Один из примеров, когда классическому скрипачу попадает музыка классическая с намёком на джаз или джазовая импровизация, то он может, конечно, сыграть её по нотам. Но что делает скрипач в 99% случаев? То, за что его из московской консерватории выгнали бы пинком. Он делает вещи, думая, что это свобода, но на самом деле анархия. То есть такая ресторанная игра. Пошлость, одним словом. Это такой самый типичный пример. Есть во многих произведениях такая провокация. Мне было сложнее всего приспособиться и какой-то ключик найти как раз не с джазом и не с Дианой, а с бардом, потому что там непонятно, по какому острию лезвия ты двигаешься. Трудно себе представить совмещение бардовской песни и классических инструментов. Но это было давно и один раз. Но вроде получилось как раз потому, что я все время себя зажимал.

— Совсем недавно, в марте этого года, в Воронеже открылся ваш образовательный центр. Как он сейчас развивается? Поддерживает ли его государство?

— С Воронежем меня вообще многое связывает. Всего у нас в стране 11 моих образовательных центров. Едем туда, куда нас приглашают. Воронеж захотел, чтобы здесь открылся центр Башмета. В Воронеже я сам пока не давал мастер-класс, но обязан это сделать. Министерство культуры нас поддерживает. Понятно, что это не шоу-бизнес, миллиарды не выделяются, а так, немножко. Но когда немножко поддерживает министерство, то на это обращают внимание и местные власти, и иногда спонсоры. К сожалению, у нас не решены эти вопросы, чтобы благотворительная деятельность спонсоров отражалась на их налогах по бизнесу. Хотя и не везде в мире есть такая практика. Я думаю, чем больше таких центров будет открываться, и не только моих, тем лучше.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.