100% воронежец. Китаянка Чэнь Ван в восторге от воронежских дач
Для 31-летней китаянки Воронеж стал родным городом: здесь она встретила своего мужа, родила детей и хочет открыть школу китайского языка
Мама двоих детей – Светы и Саши – Чэнь Ван старается, чтобы дети знали не только русский, но и свой второй родной язык – китайский. С ними она общается только по-китайски, да и дома у них заведено говорить по-китайски, и это правило не нарушает даже муж Чэнь – коренной воронежец Алексей Воробьев. Но дети упорно отвечают маме по-русски:
– Мам, можно нам ещё чуть-чуть побегать!
Так малыши просят Чэнь разрешить им поплескаться в фонтане на Советской площади, где корреспонденты «МОЁ!» встретились с Чэнь в самый разгар июньской жары.
В Воронеж за русским
Чэнь Ван уже самая что ни на есть жительница Воронежа. Тут она вышла замуж, родила двоих детей и собирается преподавать китайский язык. Чэнь 31 год, в Воронеже она постоянно живёт уже 8 лет.
Впервые наша героиня оказалась в Воронеже в 2007 года, куда она – студентка-третьекурсница – приехала на стажировку в ВГУ. Сама Чэнь родилась в городе Даньдун, а училась в университете на переводчика в Циндао.
– В школе я с 7-го класса изучала английский язык. И уже к поступлению в университет я свободно говорила по-английски. В российских школах не очень хорошо преподают языки, по крайней мере английский, – говорит Чэнь. – Уже в университете я стала изучать русский. Вот русский мне не очень удавался. Поэтому, как только появилась возможность поехать в Россию, я очень обрадовалась.
До поездки в России Чэнь за границей не была. Поэтому сравнивать Воронеж ей особенно не с чем.
– Весной и летом Воронеж очень красивый, зеленый. Я его люблю, особенно здесь, у фонтанов. Ещё люблю парк «Алые паруса». Но зимой становится тоскливо, и я начинаю скучать по Китаю, – признается Чэнь.
Со своим мужем Алексеем Воробьевым Чэнь познакомилась в легендарном 90-м автобусе. По словам Чэнь, позади себя она друг услышала родную речь: кто-то по-китайски сказал ей: «Разрешите пройти». Чэнь обернулась – позади стоял милый молодой человек.
– У меня была задача выучить русский язык. А тут парень, который говорит по-китайски! И я подошла познакомиться, – вспоминает Чэнь. – Представилась Валей. Так меня здесь стали называть (в университете, где училась Чэнь, всем китайцам давали русские имена для того, чтобы они быстрей их запомнили).
Девушка обменялась с новым знакомым телефонами и через две недели пригласила его в гости. Именно спустя две недели – 22 октября – Чэнь отмечала свой день рождения.
Так Чэнь, практикуя свой русский язык, а Алексей – китайский, поняли, что у них кроме интереса к языкам есть интерес и друг к другу.
– Что привлекло меня в Алексее? Хорошая фигура! – заливисто смеется Чэнь. – А ещё чувство юмора: он всё время шутит, и он очень мягкий, добрый и нежный. И фигура у него на самом деле хорошая!
Любовь без границ
Когда Чэнь настало время возвращаться в Китай, влюбленные не могли сдержать слез. На прощанье Алексей пообещал Чэнь вскоре приехать к ней.
– Я не надеялась, что Лёша приедет. Думала, это просто слова, – говорит Чэнь.
Но через три месяца Алексей действительно приехал к Чэнь в Циндао и там остался. Молодой человек, математик по образованию, без труда устроился на местный завод.
А в 2010 году молодые сыграли сразу две свадьбы: весной – в Китае, осенью – в Воронеже. В Китае основная часть праздника – это застолье. По словам Чэнь, фотосессия и регистрация брака происходят за два-три дня до самой свадьбы.
В день свадьбы невеста в Китае обычно меняет наряд дважды. В белом традиционном девушка под руку с женихом заходит в ресторан, где уже собрались гости и под вальс Мендельсона проходит к центру, где ведущий церемонии представляет их всем собравшимся. А перед тем как сесть за праздничный стол, девушка переодевается в красное. Хотя сама Чэнь ограничилась одним костюмом и в красное не переодевалась.
Ещё одна значимая традиция китайских свадеб – подарки. В Китае принято дарить деньги, причем обязательно в красных конвертах, которые собирает прямо у входа специально назначенный для этого человек. Родственники, по словам Чэнь, дарят примерно по 10 тысяч рублей.
Когда родители Алексея и Чэнь узнали, что их дети женятся, то возражать даже не думали.
– Мы с Лешей непослушные дети, – смеётся Чэнь. – Конечно, и мои, и его родители волновались. Как? Почему так? Но я даже не дала своим времени на раздумье, позвонила маме и сказала: «Всё, я замуж выхожу!»
В 2011 году Чэнь с Алексеем переехали в Воронеж – Алексею предложили здесь хорошую работу, к тому же молодая семья получила в подарок от бабушки Алексея квартиру. В том же году Чэнь родила дочь Свету, а еще через три года – сына Сашу.
Какие в Воронеже люди?
По мнению Чэнь, в России довольно жёсткие люди и не слишком дружелюбные. Правда, со свёкрами, по её словам, ей повезло – они как раз люди тёплые и гостеприимные.
– Однажды в очереди в магазине мужчина вперёд меня пытался пройти. Я ему вежливо сделала замечание. В ответ он мне пригрозил: «Сейчас на родину у меня поедешь!», – рассказывает Чэнь. И выражение «Понаехали тут!» Чэнь, по её словам, слышала в Воронеже не раз.
Однако, когда она, ещё студенткой, поехала с подругами в Санкт-Петербург, Чэнь убедилась, что это культурный центр России в буквальном смысле слова:
– Вот там все вокруг очень доброжелательные, всегда готовы помочь.
Однажды вечером девушки впятером перебрались на другую сторону Невы и не успели перейти обратно до развода мостов. И они стали просто бродить по ночному Петербургу и случайно встретили на улице женщину. Петербурженка поинтересовалась у иностранок, что они делают в такую холодную ночь на улице (дело было в апреле). Когда услышала, что с ними приключилось, тут же повела их к себе домой, напоила чаем и беседовала с ними до утра.
Россия или Китай – где лучше?
В России, как выяснилось, нет настоящих… бань. Китайские бани располагаются сразу на нескольких этажах: там обычно есть комнаты с джакузи, парилки, бассейны, залы, где делают массаж.
В целом, по словам Чэнь, жизнь в Китае комфортнее. Особенно для семей с детьми. Мамы могут свободно работать и не волноваться за безопасность и занятость детей. При школах в Китае есть множество кружков, где ребёнок может проводить время в школе с пользой вплоть до вечера, пока за ним не придут родители. Там же в школе можно договориться, чтобы ребенка отвели в его секцию или студию, если таких нет в школе. Эти услуги не бесплатные, но вполне доступные всем китайским семьям.
Тем не менее Чэнь больше нравится в Воронеже.
– Здесь я чувствую себя свободнее. И могу выбирать любое занятие, которым хочу заниматься, – говорит Чэнь. – Сейчас всё-таки хочу заняться тем, чему училась, – преподавать. Но уже не русский или английский, а китайский язык.
Кроме того, Чэнь, как мама двоих детей, очень ценит возможность самостоятельно воспитывать своих малышей. В Китае это практически невозможно. Все молодые семьи, живущие в больших городах, работают в среднем по 10 часов в день, и на детей времени абсолютно нет.
– А те, у кого есть дети, чаще всего отдают их на воспитание своим родителям, – говорит Чэнь. – Но сейчас очень мало рожают, оттягивают с рождением малышей. Жизнь требует, чтобы все, в том числе и девушки, много работали. А раньше, когда я родилась, молодым родителям вообще запрещалось иметь больше одного ребенка.
На вопрос, что в Воронеже нравится Чэнь больше всего, она смеётся:
– Дачи! Это очень классно – иметь дачу. Я даже не могу объяснить, почему мне это так нравится. Но это просто здорово: зелёная трава, ягоды! В Китае мало ягод. Малины так вообще нет.
Ранее в рубрике «100% воронежец» выходил текст о 78-летней пенсионерке Юлии Никулиной, которая рассказала, что думает о самом главном — о жизни, любви, смерти, родине.
Читать все комментарии