Как журналисты «МОЁ!» разыскали родственников красноармейца в Воронеже

Мы решили не давать заметки от поисковиков с просьбой отозваться родственников красноармейца, а сами нашли потомков героя

27.04.2021 21:18
МОЁ! Online
5

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

2917
  

Ещё одна воронежская семья узнала о судьбе предка – героя-красноармейца Василия Носкова, который погиб, сражаясь с фашистами. Почти 80 лет боец числился пропавшим без вести. Узнать об обстоятельствах гибели нашего земляка помогли новгородские поисковики из отряда «Находка». А журналисты «МОЁ!» разыскали родственников бойца. Помощь в поисках принимала масса людей. Если бы историк Владимир Размустов не опубликовал информацию о бойце в паблике «Народная память» в социальных сетях, никто из воронежцев, наверное, так и не узнал бы о солдате. А благодаря заслуженному деятелю искусств Воронежской области Владимиру Семёнову нашлась масса документов, связанных с красноармейцем и даже его фотокарточка.

На информацию о воронежском бойце новгородские поисковики наткнулись случайно, при переводе немецких документов. Об этом нам рассказал участник поискового отряда «Находка» Игорь Чехонин. В бумагах говорилось о самолете У-2, который 10 января 1942 года совершил вынужденную посадку на окраине деревни Обрыни Демянского района Новгородской области. Поисковики съездили в эту деревню и даже нашли стариков, которые вспомнили историю с советским самолетом. Оказалось, что лётчики, посадившие самолёт и узнавшие, что рядом находятся фашисты, попытались уйти. И отчасти им это удалось. Когда их догнал немецкий отряд, они были уже в 12 километрах от места высадки. В районе села Невий мох состоялся бой. Но силы были не равны: оба советских бойца погибли.

После этого поисковики проанализировали документы, в которых описаны потери по самолетам за 10 января 1942 года в этом районе. Выяснили, что не вернувшийся с боевого задания самолет У-2 входил в состав 647-го легкобомбардировочного авиаполка. Экипаж в составе лётчика Ивана Иноземцева и стрелка-бомбардира Василия Носкова числился пропавшим без вести. По базам ОБД «Мемориал» узнали, что Василий Носков 1917 года рождения родом из Старого Оскола, но призывался Воронежским РВК. В графе «родственники» была указана мать – Носкова Пелагея Яковлевна, проживавшая по адресу: город Воронеж, улица Освобождения труда, дом 6.

Приступив к поискам бойца, корреспонденты «МОЁ!» узнали, что этого дома уже нет. Двухэтажное здание располагалось в районе Акатова монастыря. Оно пережило войну. В 1970-м его жителей переселили в новые квартиры, а сам дом снесли. Сейчас на этом месте – здание, принадлежащее Воронежской епархии. Так что зацепка с адресом оказалась тупиковой.

Тогда мы обратились в администрацию кладбищ с просьбой посмотреть по базам, есть ли в Воронеже могила Пелагеи Яковлевны Носковой. На успех мы особенно не рассчитывали, ведь местные жители а период оккупации Воронежа вполне могли погибнуть во время бомбёжки или оказаться в эвакуации. Но нам повезло. Могила с нужными нам данными оказалась на Юго-Западном кладбище. Мать Василия Носкова умерла в 1971 году. Узнав, кто является собственником участка, мы поняли, что нашли родственников бойца.

По открытому телефонному справочнику (его вы легко найдёте в Интернете по запросу «телефонные базы Воронежа») мы нашли домашний телефон Сергея Мироновича Прожеторко, на которого оформлен участок на кладбище. И действительно, оказалось, что это и есть семья погибшего красноармейца.

Сергей Миронович приходил к нам в редакцию. Он принёс ещё один портрет Василия Носкова, который хранится в его семье. Он рассказал о Пелагее Яковлевне, которая всю жизнь ждала сына, и сестре Василия по имени Калерия. Подробнее об этом мы напишем в ближайшем номере газеты «МОЁ!» и в электронной версии издания «МОЁ!+».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.